Вэтот холодный и ненастный октябрь катерине петровне стало ещё труднее вставать по утрам. старый дом, в котором она доживала свой век, был построен её отцом, известным художником, и находился под охраной областного музея. дом стоял в селе заборье. каждый день к катерине петровне прибегала манюшка, дочь колхозного сапожника, по хозяйству. иногда заходил тихон, сторож при сарае. он помнил, как отец катерины петровны строил этот дом. настя, единственная дочь катерины петровны, жила в ленинграде. последний раз она приезжала три года назад. катерина петровна редко писала насте — не хотела мешать, но думала о ней постоянно. настя тоже не писала, только раз в два-три месяца почтальон приносил катерине петровне перевод на двести рублей. однажды в конце октября, ночью кто-то долго стучал в калитку. катерина петровна вышла посмотреть, но там никого не было. в ту же ночь она написала дочери письмо с просьбой приехать. настя работала секретарём в союзе художников. художники звали её сольвейг за русые волосы и большие холодные глаза. она была занята — устраивала выставку молодого скульптора тимофеева, поэтому положила письмо матери в сумочку не читая, только вздохнула с облегчением: если мать пишет — значит жива. в мастерской тимофеева настя увидела скульптуру гоголя. ей показалось, что писатель насмешливо и укоризненно смотрит на неё. две недели настя возилась с устройством выставки тимофеева. на открытие выставки курьерша принесла насте телеграмму из заборья: «катя помирает. тихон». настя скомкала телеграмму и снова почувствовала на себе укоризненный взгляд гоголя. в тот же вечер настя уехала в заборье. катерина петровна не вставала уже десятый день. манюшка шестые сутки не отходила от неё. тихон пошёл на почту и что-то долго писал в почтовом бланке, потом принёс его катерине петровне и испуганно прочёл: «дожидайтесь, выехала. остаюсь всегда любящая дочь ваша настя». катерина петровна тихона за доброе слово, отвернулась к стенке и словно уснула. хоронили катерину петровну на следующий день. на похороны собрались старухи и . по дороге на кладбище похороны увидела молоденькая учительница и вспомнила о своей старенькой матери, которая осталась одна. учительница подошла к гробу и поцеловала катерину петровну в высохшую жёлтую руку. настя приехала в заборье на второй день после похорон. она застала свежий могильный холм на кладбище и холодную тёмную комнату, из которой ушла жизнь. в этой комнате настя проплакала всю ночь. уезжала она из заборья крадучись, чтобы никто не заметил и ни о чём не спросил. ей казалось, что никто, кроме катерины петровны, не может снять с неё груз непоправимой вины.
anchutk3016
21.04.2021
Один из главных героев повести “капитанская дочка” — предводитель народного восстания е.пугачев. в наше время можно услышать много толков по поводу этого восстания, и все они различны: одни склонны называть это освободительной борьбой угнетенного народа, другие чистой воды разбоем. в пору пушкина отношение к пугачеву и восстанию, которое он возглавил, тоже было двояким, поэтому-то оно и вызвало неподдельный интерес поэта. пушкин изучил много документов, касающихся пугачева и его дел, прислушивался к мнению народа, и в результате появилось два произведения, посвященных этому человеку: “ пугачева” и “капитанская дочка”. впервые на страницах повести мы знакомимся с пугачевым (не зная при этом, что это пугачев), уже во второй главе. пугачев — случайный человек, богом посланный гриневу и савельичу в “вожатые”. только ему смогли наши герои добраться до жилья и переждать пургу. с этого эпизода можно уверенно сказать, что “вожатый” — человек бывалый, далеко не робкого десятка. гринева поразила “сметливость его и тонкость чутья”. показалась и внешность человека: “наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. в черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары”. речь “вожатого” насыщена пословицами, поговорками. а впоследствии мы узнаем о любви пугачева к народным песням. это свидетельствует о его народных корнях. одним словом, пугачев-“вожатый” показался мне приятным, милым человеком”. вторая встреча с пугачевым (теперь уже предводителем народного восстания) состоялась в белогорской крепости, куда был направлен на службу гринев. здесь мнение мое о пугачеве, как о милом, приятном человеке заметно пошатнулось: пугачев на этот раз — смертоубийца, по его вине гибнут полюбившиеся нам отец и мать маши мироновой, простые, благородные люди, с детства придававшие огромное значение понятию чести. я не сказала, что мое мнение о пугачеве радикально изменилось. нет. и причиной этому — поступок пугачева в отношении гринева и савельича, который, кроме как благородным, никак не назовешь. пугачев здесь тоже видится мне человеком чести, он не смог нанести обиду тому, кто когда-то сделал ему добро, хоть человек этот — его противник и заслуживает такой же кары, что и остальные противники пугачева. это свидание с пугачевым у петра гринева было не последним. в следующий раз он встретился с “бунтарем”, когда ехал освобождать из плена швабрина свою возлюбленную машу миронову. пугачев сам взялся сопровождать молодого дворянина до белогорской крепости. по дороге между ними завязался разговор, из которого мы узнаем жизненный принцип этого человека: “чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью”. то есть чем жить долгую жизнь в угнетении и неволе, лучше прожить немного, но свободным человеком, никому не подчиняясь. на слова гринева о том, что “жить убийством и разбоем клевать мертвечину”, пугачев ничего не ответил и задумался. такое поведение, по моему мнению, говорит о том, что подобные мысли, скорее всего, посещали и пугачева. в этом же разговоре пугачев, мудрый и смелый вождь восстания, признается, что предчувствует поражение поднятого им бунта и свою казнь. устами пугачева пушкин здесь высказал свою идею — народное восстание закономерно, но оно не к желаемым результатам, потому что “не бог видеть бунт, бессмысленный и беспощадный”. итак, пугачев — благородный и смелый, но он и жестокий. читая произведение, так и хочется склониться к мысли, что это положительный герой, но тут же представляешь себя на месте мироновых и сотен других людей, которым не выпало счастье подарить пугачеву в свое время заячий тулупчик, и начинаешь понимать, что тот, кто берет на себя божье право распоряжаться людскими жизнями, вряд ли может быть положительным
Ответить на вопрос
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Втілення рис національного характеру у творчості о.ольжича, о. теліги, о. гавроша, а. малишка