в сознании н. в. гоголя всегда существовал образ идеального города, с прекрасной, «душевной» атмосферой. его жизни были петербург, а потом рим. еще в годы гимназии гоголю и в мечтах, и во сне виделся петербург. попав в город своих грез совсем юным, гоголь испытал большие трудности, делая первые шаги на пути к писательству. после щедрой, солнечной украины петербург показался ему серым, тяжелым и мрачным городом, равнодушно взирающим на копошащихся в нем людей. через несколько лет у гоголя уже сформировалось полное впечатление о петербурге, с его тяжелой атмосферой, но величие города словно гипнотизировало писателя.
великий петербург стал важным мотивом в творчестве гоголя. упоминания о нем есть почти в каждом произведении писателя: в «вечерах на хуторе близ диканьки», в комедии «ревизор», в «повести о капитане копейкине» из «мертвых душ», в цикле петербургских повестей. ярко и красочно выглядит петербург в повести «ночь перед рождеством»: «…вдруг заблестел перед вакулой петербург… боже мой! стук, гром, блеск; по обеим сторонам громоздятся четырехэтажные стены. & lt; …& gt; ему казалось, что все домы устремили на него свои бесчисленные огненные очи и глядели». это описание петербурга передает мечты юного гоголя о городе-сказке с невиданными чудесами, с роскошными дворцами и , где живет сама царица, исполняющая желания.
у гоголя петербург предстает как фантасмагорический, призрачный город, где все зыбко и странно смещено. причудливо переплетаются реальное и фантастическое, величественное и низкое, прекрасное и безобразное. здесь может произойти самое невероятное. например, нос майора ковалева живет отдельно от владельца и прекрасно себя чувствует.
писатель изображает и реальный петербург, город чиновников, живущих своей бюрократической жизнью. в этом случае гоголь использует прием социальной сатиры. петр первый построил этот город, он же своим повелением учредил огромную армию чиновников, которых разделил табелью о рангах на четырнадцать разрядов. у гоголя по улицам пышного, парадного петербурга ходит несчастный, ограбленный, униженный чиновник четырнадцатого класса акакий башмачкин. чиновничье-бюрократический город доводит героя до полнейшего отупения. это город контрастов: рядом с бьющей в глаза роскошью во много раз тяжелее голодать, чтобы скопить денег на шинель. смерть башмачкина происходит от столкновения с неким «значительным лицом», представляющим закон. мелкого чиновника, «маленького человека» раздавила безжалостная, мертвая бюрократическая машина.
в повести «невский проспект» гоголь также пишет о двух ликах петербурга. в начале повести писатель, как восторженный провинциал, восклицает: «нет ничего лучше невского проспекта, по крайней мере в петербурге…». по улице движутся шляпки, усы, рукава, сюртуки, а лиц нет. гоголь показывает суету бездуховного мира, из которого исчез живой человек. красота и великолепие выставлены напоказ, а за ними скрыты грязные дворы, подвалы, где живет беднота, публичные дома, «где человек святотатственно подавил и посмеялся над всем чистым и святым, украшающим жизнь». петербург живет по законам трагедии и фарса. заканчивая повествование, автор : «о, не верьте этому невскому проспекту! я всегда закутываюсь покрепче плащом своим, когда иду по нем, и стараюсь вовсе не глядеть на встречающиеся предметы. все обман, все мечта, все не то, чем кажется! »
только пожив в риме, гоголь понял, что нашел, наконец, свой город мечты. он писал: «россия, петербург, снега, подлецы, департамент, кафедра, театр – все это мне снилось». в повести «невский проспект» герой гоголя, художник пискарев, мечтавший найти идеал в погоне за призраком, с отчаянием восклицает: «о, как отвратительна действительность! что она против мечты? »
тема петербурга у гоголя связана с властью мертвого над живым, с подавлением всего живого, с омертвением и обезличиванием человека, с призрачностью происходящего, с невозможностью отличить правду от лжи, явь от сна.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Какое впечатление произвел на вас отрывок толстого из повести детство?