Родился 28 марта 1554 года[2], с его рождением связано возникновение в царской семье обычая писать мерные иконы царевичей. Его крестил царский духовник священник Андрей, впоследствии митрополит Московский Афанасий[3].

«Иоанн Лествичник». Мерная икона царевича Ивана. Мастерские Московского Кремля. 1554.

Крещение царевича. Миниатюра Лицевого летописного свода
Новорожденный получил «отче имя» Иван, но — согласно системе именования у Рюриковичей — его покровителем был святой Иоанн Лествичник, а не Иоанн Предтеча, как у отца[4]. Прямое имя царевича неизвестно, однако на панагии, принадлежавшей его крестному отцу митрополиту Макарию, на лицевой стороне был изображен тезоименитный крестнику Иоанн Лествичник, а на обратной стороне — святые Марк Арефусийский и Кирилл Диакон — святые покровители его точного дня рождения[5].
В 1557 году в честь Иоанна Лествичника, покровителя ребёнка, была освящена церковь, на мероприятии присутствовали царь с царицей и сам Иван Иванович. (После смерти царевича Иван Грозный отдает распоряжение о строительстве придела Иоанна Лествичника в фамильной усыпальнице — Архангельском соборе).
В 1572 году Иван Иванович получил от отца земли Черкизово. Царевич сопровождал отца в походах, принимал участие в правлении, приёмах послов, казнях, но никакой политической роли не играл. В 1574—1575 вслед за отцом предлагался некоторыми представителями православной западно-русской шляхты как кандидат на польскую корону — в целях совместной борьбы Речи Посполитой и Русского Царства против турок и крымских татар. Но, в целом, шляхта предпочла кандидатуру венгра Стефана Батория, поддержанного Турцией.
В 1579 году царевич написал житие, службу и похвальное слово[6] святому Антонию Сийскому (в год его канонизации). Его текст представлял собой риторическую переделку жития, написанного иноком Ионой, музыка была сочинена царевичем[7]. Центральная часть «Похвального слова» имеет акафистную форму, в нём содержится множество риторических фигур, цитат из Библии и отцов церкви. В отличие от Ивана Грозного, в своих произведениях часто нарушавшего литературные каноны, царевич старательно следует нормам, принятым в тогдашней русской литературе. В Житии преподобного Антония и в «Похвальном слове» Иван Иванович осмысляет Русь как «остров святых» — православную землю, окружённую враждебными православию странами[8].
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Написать сочинение по пословице "ученье - свет, а неученье - тьма "
" ученье - свет, а неученье - тьма " в этой пословице говориться, что когда человек учиться ему всё легко даётся и открывается много нового. челове может "выйти в свет", для него всё будет легко. ведь всю жизнь люди всегда чему-то учатся и узнают что-то новое. а когда челове ничего не делает и не хочет ничего делать, для него многое может быть закрыто как бы "во тьме". люди которые не хотят учиться и позновать что-то новое для них всегда всё будет не легко. и поэтому я думаю, что смысл этой пословицы заключается в том, что если ты будешь учиться в твоей жизни будет свет, ну а если напротив то в жизни всё будет тяжело.