Впервые слово “гроза” употребляется в сцене прощания с тихоном: “недели две никакой грозы надо мной не будет”. ему хочется хотя бы ненадолго избавиться от чувства страха и зависимости.один лишь механик – самоучка кулигин не боялся грозы, видел в ней зрелище величественное и красивое, но вовсе не опасное для человека, который легко может унять ее разрушительную силу с простейшего шеста – громоотвода. кулигин говорит: “ну чего вы боитесь, скажите на милость. каждая теперь травинка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой! у вас все гроза! изо всего-то вы себе пугал наделали. эх, народ. я вот не боюсь”.
komolovda
01.05.2021
Перед нами эпилог романа и. с. тургенева " отцы и дети ". автор своего героя к смерти, которая, как известно, является итогом жизни. мы куда-то бежим, о чем-то спорим, но человек - ничто перед вечностью. именно эта мысль - главная в эпизоде описания сельского кладбища и могилы базарова. жизнь идет своим чередом и без этой сильной личности. а душа его покоится " на небольшом сельском кладбище на одном из отдаленных уголков россии".тургенев похоронил своего героя не в столице, где много людей, где странные теории и испорченные образованием и воспитанием люди. картина, нарисованная тургеневым, так не похожа на ту жизнь, которую вел базаров. что же является символом этой жизни ? животные ( овцы «безвозбранно бродят по могилам…» а не похожи ли и люди на этих заблудших овец, попирающих ногами ( кладбище и могилы), не так же грызут потихоньку деревья , символ знаний ? не видит человек правильной дороги, дороги к богу. а захоронение отрицателя базарова не касается рука человека потому, что " железная ограда ее окружает ". пасущимся животным не дойти до нее, нее, не затоптать, не нарушить покой. железная ограда - это символ одиночества евгения и после смерти. только мать и отец героя притрагиваются к серому камню, да птицы , не знающие скорби, приносят весточку или митингуют. в их пении душа, тот самый романтизм, который отрицал наш герой. они соединяют его с богом, с небом, где живут ангелы. а ограда - замкнутое пространство, может быть, пространство идей, в ней есть острые углы, где можно укрыться от борьбы. елки вокруг могилы выравнивают углы и символизируют вечность. впрочем, это именно ель, близкая каждому человеку. она всегда зеленая, родная, своя. для отца и матери базарова эти деревца - напоминание о прочной связи их, живых, с ним, с мертвым. мы, читатели, вместе со стариками смахиваем землю с надгробного камня, теперь уже . на могиле растут красивые цветы, от которых при жизни отворачивался на кладбище мы видим почти упавшие кресты и сдвинутые плиты, которые будто кто-то толкает снизу. может быть, оттуда кто-то и что -то нам хочет сказать? родители идут на могилу сына " отяжелевшей походкой " и в ней читатель ощущает горе неимоверное. могут ли они о ком-то или о чем-то думать, кроме как о любимом енюшке ? думаю , что нет. только здесь они на колени, плачут, молятся, не могут долго уйти. почему ? потому, что здесь живут в конце предложения мы видим многоточие - знак размышления о жизни и судьбе. родители молятся о быстрейшем воссоединении с сыном или о прощении ему, такому неспокойному при жизни и такому тихому здесь.описание построено на антитезе. с одной стороны кривые кресты,грязь, а с другой - жизнь, которая здесь есть. глаголов "смерти" немного : гниют, поникли, похоронен, лежит. а вот глаголы " жизни " : " заросли" "сдвинуты", " окружает", "приходят ". в отрывке много эпитетов( плиты - каменные, деревца - ощипанные, тень - скудная. и " дряхлые " старички , видимо, скоро придут к сыну и тогда уже зарастет дорожка к захоронению человека, мечтавшего изменить мир. читая эпилог, я понимаю, что нет как такового конфликта поколений в семье , где царит уважение между ними ( так было у кирсановых ). а базаров пытался порвать эту связь, а потому - наказан. видимо, не только он, потому что кладбище имеет вид печальный в конце романа есть фраза «о жизни бесконечной», которая делает мирным сосуществование спорящих. теперь уже не так важно, кто боролся за идею, а кто ее не имел, не нужно разводить по разные стороны отцов и детей. и союз и теперь уже точно соединительный. человек должен жить , а не презирать даруемые радости. такова природа, а мы, люди, - ее часть.она не прощает гордыни и отрицания ее законов. в тексте только раз упоминается имя. а затем только слова, указывающие на родство ( муж, жена, сын, родители) сей факт о том, что без семьи невозможна жизнь и любовь во всех ее проявлениях. человек- ничто перед мирозданием. он не исключение, а часть природы. не стоит критиковать, а лучше - подружиться со всеми и честно служить людям. семья - это семь " я " , а в ней и любовь к родителям, к детям, к женщине.
Ответить на вопрос
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Вчем особенности изображения внутреннего мира героев 19 века (пушкин, лермонтов, гоголь, достоевский, островский, чехов)
депрессия
образ лишнего человека