стихотворение содержит ряд противопоставлений: свободная природа - скованный властью поэт-изгнанник, холодность - пламенность, бесчувствие - страдание. но поэт не отдал бы своих страданий за безмятежность, не променял бы тяжкую участь изгнанника на холодное блаженство. поэтика жанр - элегия. стихотворный метр - четырёхстопный дактиль, система рифмовки - перекрёстная, дактилические рифмы. основной приём стихотворения - аллегория. автор ведёт воображаемый диалог с тучами, плывущими по небу. он соотносит свою судьбу с движением туч. возникает образ странника, одиноко бредущего по дорогам жизни. в стихотворении сливаются две важнейшие лермонтовские темы: свободы и одиночества. в первой строфе образы туч и лирического героя сопоставлены, а во второй строфе они резко противопоставляются: тучам чужды страсти и страдания, они - "вечно холодные, вечно свободные". этот контраст подчёркивает трагическую несвободу, изгнанничество лирического героя. в риторических вопросах, которые герой задаёт тучам: кто же вас гонит: судьбы ли решение? зависть ли тайная? злоба ль открытая? или на вас тяготит преступление? или друзей клевета ядовитая? слышны те причины горечи и разочарования, которые заставляют самого героя покинуть родину и умчаться в чужие края. тучки так же, как и герой, мчатся "с милого севера", но ими не руководит жестокий рок, в них нет души, они не способны испытывать боль. причина их "бега" иная: нет, вам наскучили нивы чужды вам страсти и чужды страдания; вечно холодные, вечно свободные, нет у вас родины, нет вам изгнания. поэт использует также выразительные эпитеты, синтаксические повторы, инверсии ("тучки небесные, вечные странники, / степью лазурною, цепью "). это придаёт стихотворению лиризм и напевность.
usmanovayanq2626
26.09.2020
Перед нами произведение известного живописца константина егоровича маковского. в своем творчестве художник обращался к самым различным темам. встречаются у него и портреты, и жанровая живопись, и изображение событий. но особенно притягательными, на мой взгляд, являются полотна, изображающие явления природы и события народной жизни, самих людей из народа. одна из них — «дети, бегущие от грозы» , сочетающая в себе и зарисовку картин природы, и изображение внешности сельских , и отражение человеческих чувств и эмоций. рассматривая это произведение, словно видишь события, предшествующие запечатленному моменту, и начинаешь сопереживать его героям, будто вместе с ними попадаешь на этот луг во время грозы. на картине мы видим сельский пейзаж, привлекающий своей реалистичностью. буйство луговых трав, лес, виднеющийся вдали, неглубокая речушка, протекающая сквозь густую растительность. и тоненький, хрупкий мостик, переброшенный через эту речку. а на мостике — сельская девочка. она босиком, в легком платьице. ее волосы растрепал ветер. мы видим, что она и сама-то не такая уж взрослая, но у нее на плечах младший брат, и она спешит укрыться сама и спрятать его от надвигающейся грозы. видимо, дети ходили в лес за грибами или — в руках у девочки корзина. может быть, они уже направлялись домой, когда в дороге их настигла гроза. вероятно, до деревни еще далеко, а поблизости нет никакого укрытия, где можно было бы спрятаться и переждать ливень. а гроза все приближается. небо затянуто серыми грозовыми тучами, из которых вот-вот польется дождь. и он обещает быть сильным: нет ни одного просвета на небе, ни одного лучика солнца. холодный ветер гнет травы и пронизывает насквозь легкую одежку. девочка с опаской глядит на небо: быть может, она увидела сверкающие молнии или услышала раскаты грома. в ее глазах тревога. ведь страшно и опасно оказаться в открытом поле в разгар грозы. однако больше она боится за своего младшего брата, за которого она в ответе. мальчик совсем маленький. его еще больше пугают приближающиеся вспышки и устрашающие громовые раскаты. он, быть может, и не знает еще, что такое гроза и чем она может быть опасна. но ему страшно. ведь вокруг стало так темно, а черные грозовые тучи нависли так низко! поскорей бы добраться до дома. но он чувствует: сестричка его спасет. он крепко обнимает ее своими крошечными ручонками и прижимается к сестре всем своим маленьким тельцем. напряженность сюжета художник подчеркнул умелым подбором угрюмых, насыщенных темных красок, нагнетающих тревожную атмосферу, опасность ситуации, в которой оказались эти двое детей. впечатление усиливается тем, что картина словно наполнена движением стихии и движением детей, стремящихся убежать от грозы, опередить ее. такое впечатление произвела на меня картина к. е. маковского. и мне кажется, его творчество по праву занимает достойное место в ряду великих мастеров художественного искусства.
страна или сиракузы)