Военные мотивы в поэтическом творчестве А.С.Пушкина
(Сообщение для школьников в Доме народного творчества г Свободного к 23 февраля и 173-й годовщине со сдня смерти поэта. 2010 г.)
Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин с детских лет известен любому человеку, получившему своё образование и воспитание в России. С самых первых шагов сознательной нашей жизни мы знакомимся с произведениями А.С.Пушкина и затем не расстаёмся с ними уже никогда. Так легко и незаметно поэт становится частичкой души каждого россиянина, и уж тем более каждого русского человека. Еще со школьной скамьи мы помним бессмертные строчки его стихов, и, среди них, – незабываемые, будоражащие детское воображение, захватывающие и величественные образы пушкинской «Полтавы»:
Наверное, именно с этих строк начинается постижение нами, сначала душой, а потом и сознанием, трагически суровой, но и по-своему прекрасной истории нашего Отечества, нашей страны, нашего народа. Некоторые из слов и выражений этой поэмы в прямом литературном смысле обрели крылья и в таком качестве вошли составной частью в лексику россиян. Так, например, случилось со следующими четырьмя строчками, части которых, вместе и по отдельности, нередко используются в нашей разговорной речи даже сегодня:
Военная тема далеко не случайно заняла одно из наиболее значимых мест в литературном творчестве А.С.Пушкина. Детство поэта совпало с великим и, одновременно, трагическим периодом в истории не только российского государства, но и всей Европы. Это была эпоха Наполеоновских войн. Многосоттысячные и многонациональные армии передвигались из конца в конец несчастной Европы, разоряя её население, разрушая сёла и города, целые государства стирая с лица земли.
Принимала участие в этих войнах и русская армия, прославляя свои знамёна славой побед, но и терпя иногда первые за последние сто лет крупные поражения. Особенно чувствительным в то время для национальной гордости великороссов стало поражение от французов под Аустерлицем, в Чехии, на территории тогдашней Австрийской империи, союзницы России в этой войне. Война эта закончилась унизительным и невыгодным для России миром с Наполеоном, заключённым в г.Тильзите. Александру Пушкину было тогда ещё только восемь лет, но и в его душе эта психологическая травма оставила неизгладимый след. Много лет спустя, в стихотворении, посвящённом борьбе России с Наполеоном («Наполеон», 1821 г.), он напишет следующие, говорящие за себя строки:
В последней строчке упоминается уже событие, особенно больно отдавшееся в душе поэта – пожар Москвы во время нашествия армии Наполеона на Россию в 1812 году. Ведь в той, старой, не спалённой ещё Москве он провёл многие лучшие дни своего детства. Вот как писал он о своих чувствах при виде сожжённого города в первых юношеских стихах, написанных ещё в период учёбы в лицее, в 1814 году:
Этот мотив сожжённой Москвы неоднократно будет повторяться в целом ряде других, более поздних произведений А.С.Пушкина, настолько глубоким было его детское потрясение от той огромной и ужасной жертвы, которая была принесена страной и народом на алтарь победы над Наполеоном. Вообще тема борьбы России с наполеоновской Францией останется одной из доминант творчества поэта на протяжение всей его жизни. Даже в 1836 году, меньше чем за год до своей смерти, Пушкин вновь обращается к ней в своём стихотворении, посвящённом 25-й годовщине основания Царскосельского лицея:
Русские полки действительно тогда текли мимо Царскосельского лицея. Это была императорская гвардия, выступившая под командованием Витгенштейна навстречу той части войск Наполеона, которая наступала на Ригу и Санкт-Петербург. В сражениях на реке Двине армии Витгенщтейна удалось разбить французов и обезопасить от нашествия тогдашнюю официальную столицу страны. Юный Пушкин тоже, как и все русские, горел тогда патриотическими чувствами, стремился внести свой собственный вклад в победу над врагом. Его уверенность в конечной победе, как и убеждённость в этом большей части русского общества того времени, опирались на ещё свежую память недавней Екатерининской эпохи, когда военная слава России гремела по всему континенту, восхищая её друзей и ужасая врагов. В своём стихотворении «Воспоминания в Царском селе» А.С.Пушкин с сожалением вспоминает о том времени, известном ему самому лишь по рассказам близких людей:
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Н.а.некрасов стихотворение "тройка" почему не все строфы вошли в это стихотворение и почему именно эти строки в стихотвроении?
Роман Сервантеса “Хитромудрий ідальго Дон Кіхот з Ламанчі” вийшов в 1695 році в Іспанії. Головний герой книги – збіднілий дворянин, іспанський ідальго Дон Кіхот. Письменник описує героя свого твору як міцну, сильну, але напрочуд худорляву і високу за зростом людину, яка досить просто одягається в будні, а на свята наряджається у одяг з тонкого сукна з оксамитом.
Весь свій час Дон Кіхот проводив за читанням романів про лицарські подвиги і врешті-решт майже втратив від цього розум. Його захопила одна єдина думка – кинути усе і стати
справжнім мандрівним лицарем. Адже на реальний оточуючий світ від дивився поглядом лицарів минулих часів. Його ніхто не розумів, з нього жартували і сміялися.
Але Дон Кіхот, не зважаючи на усі свої дивацтва, вважав за обов’язок дотримуватися свого слова і дуже справедливо судив вчинки інших.
Слід сказати, що головний герой роману за своїм зовнішнім виглядом не дуже походив на лицаря. Та і його вірний зброєносець Санчо Панса, якого той узяв у подорож, був не дуже схожий на вірного помічника лицаря. Але незвичайними вони були тільки на вигляд, а у душі це були гідні люди, які прагнули відстоювати власну гідність
і гідність тих людей, які, на їх думку, були принижені чи ображені.
Роман Сервантеса майже одразу набув неабиякої популярності, ім’я головного героя стало прозивним, а з часом з’явився навіть термін “донкіхотство”.
Донкіхотство кожен розуміє по-своєму, його тлумачать по-різному, але більшість вважає, що це – відсутність почуття реальності, незвичайна поведінка людини, яка прагне боротися з тим чи іншим явищем, не розуміючи, що ця боротьба не принесе користі в кращому випадку, а в гіршому – може навіть нашкодити.
Але донкіхотство тим і корисне та важливе у будь-які часи, бо такі люди не бажають пристосовуватися до життя за умовами, за якими живуть інші, вони прагнуть змінити життя на краще і в чомусь його перетворити, вони щиро вірять у те, що зможуть це зробити без до інших, маючи лише особистий героїзм, нехай навіть збоку він виглядає комічно і смішно. “Дон Кіхоти” залишаються вірними піднесеній меті, скільки б вона не суперечила життєвій логіці і умовам життя.
Та як би там не було, але такі люди обов’язково потрібні, адже саме вони нагадують нам про вічні цінності, спонукають нас боротися за любов і свободу, бути простішими душею і вірити в здійснення будь-яких мрій. Якщо задуматися, то серед наших сучасників можна знайти багато Дон Кіхотів, людей, які усі свої сили і життя покладають на боротьбу за світлі ідеї, за краще життя суспільства та за кращі, добріші, щиріші відносини між людьми. І без них у сучасному світі не було б руху уперед, не було боротьби і великих прагнень, які нам сьогодні дуже потрібні.
Объяснение:
Лол ,два дня назад писали на эту тему .