услане и людмиле» существует большая научная . в ней детально освещен вопрос об отношении первой поэмы пушкина и к рыцарским поэмам ариосто и других поэтов эпохи возрождения, и к опытам богатырско-сказочной поэмы и оперы конца xviii — начала xix века, в том числе богатырско-сказочным поэмам радищева и карамзина. важнее подчеркнуть другое. уже жуковский в "послании воейкову" (1814) выдвинул в противовес тяжелой и громоздкой риторической эпопее эпохи классицизма, повествующей о деяниях официальных героев - царей и полководцев, как более эффективный и верный путь к решению национальной поэмы-эпопеи программу поэмы, построенной на материале волшебной сказки, свободно сочетающемся с восходящими к былинам элементами национально-героического повествования. именно по этому пути, как верно указал б. в. томашевский, шел молодой пушкин в "руслане и людмиле".
холодной условности и риторичности эпопеи классицизма пушкин противопоставил мир былин, волшебных сказок и лубочных повестей, сохранивший в сложном, переработанном по законам народного творчества и близком вкусам широкого народного читателя виде «преданья старины глубокой». причем , которую поставил перед собой пушкин, состояла не в том, чтобы создать дистанцию между героями поэмы и читателем, их чувствами и переживаниями, но постараться максимально сблизить героев и читателя друг с другом. сказочные герои поэмы — руслан и людмила, финн, волшебница наина, черномор и другие — не подняты высоко над уровнем обычных человеческих судеб, чувств, переживаний, поступков, они показаны в поэме, пользуясь позднейшим выражением поэта, как бы " образом", со всеми присущими им слабостями. это позволило пушкину, не поступаясь привычными мотивами и традиционными законами построения народной сказки и сообщая поэме условный колорит старины, предельно очеловечить образы ее героев, сделать их живыми не только для своего, но и для будущих поколений. все это дало полное право поэту (вопреки мнению ряда позднейших исследователей) в прологе к своей поэме (1828) охарактеризовать ее сюжет и образную ткань как сплетение излюбленных, традиционных мотивов, почерпнутых из мира сказки и национального предания.
в «руслане и людмиле» поэт сумел и в освещении героев поэмы и их судеб, и в лирических отступлениях выразить то «веселое лукавство ума» и «насмешливость» (не мешающие глубокому интересу и участию, которые читатель сохраняет на всем протяжении поэмы к героям и их переживаниям), которые пушкин считал одной из характерных черт сложившегося, получившего отражение в народной сказке, анекдоте, пословице, прибаутке и в живой речи народа народного самосознания. то же «веселое лукавство ума» мы узнаем в «руслане и людмиле».
поэма «руслан и людмила» была первым важнейшим шагом пушкина на пути его становления как национального поэта. именно поэтому она была восторженно воспринята его старшими и младшими современниками (вплоть до м.и. глинки). и именно решительный разрыв пушкина в "руслане и людмиле" с традициями классицизма, щедрое обращение в поэме к миру народной сказки и к стихии «простонародного» языка вызвали неприятие поэмы консервативной критикой, которая обрушилась на нее с теми же , которые она позднее адресовала «кучерской», по оценке любителей итальянской оперы, музыке глинки.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Как проявляет себя андрей соколов в ситуации нравственного выбора? сочинение
по произведениям пушкина создано более 20 опер и более 10 :
м. глинка «руслан и людмила» (опера), 1821 г.
а. даргомыжский «русалка», 1856 г., «каменный гость», 1868 г. (оперы)
м. мусоргский «борис годунов», 1869 г. (опера)
н. римский - корсаков «сказка о царе салтане», 1900 (опера), «золотой петушок», 1908 г. (опера и (1937) на музыку оперы), «моцарт и сальери», 1897 г. (опера)
п. чайковский «евгений онегин», 1878 г., «пиковая », 1891 г., «мазепа», 1883 г. (оперы)
э. направник «дубровский», 1896 г. (опера)
с. рахманинов «алеко», 1892 г., «скупой рыцарь», 1903 г. (оперы)
ц. кюи «кавказский пленник» (опера), «пир во время чумы», 1900 г. (опера), «капитанская дочка», 1909 г. (опера)
р. глиэр «медный всадник», 1949 г. ()
л. минкус «золотая рыбка», 1867 г. ()
б. асафьев «бахчисарайский фонтан», 1934 г. «барышня-крестьянка», 1946 г. «кавказский пленник», 1938 г. «пир во время чумы» (опера), «медный всадник» (опера), «граф нулин», 1940 г. «гробовщик», 1943 г. «каменный гость», 1946 г. ()
к. кавос «кавказский пленник» ()
а. аренский «египетские ночи», 1900 г. ()
м. чулаки «сказка о попе и о работнике его », 1940 г. ()
а. лядов «сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», 1949 г. ()
я. наполи «скупой барон», 1970 г. (опера)
а. николаев «пир во время чумы», 1982 г. (опера), «граф нулин», 1983 г. (опера)
в. кикта «дубровский», 1984 г. (опера)
ф. галеви «пиковая » в переводе п. мериме, 1850 г. (опера)
кроме того, написано много романсов на стихи поэта.