основную мысль произведения автор выразил через страдания мальчика, который растет в семье деда. детство для этого мальчика закончилось быстро, и теперь он наблюдает несправедливое отношение деспота деда к бабушке, на его глазах умирают близкие ему люди, еще ребенком дед отправил его "в люди". это чудо, что мальчик не ожесточился, а бабушке научился любить все вокруг себя, понимать и ценить добро. автор хотел сказать нам, читателям, что ребенок приходит в этот мир, чтобы его любили, чтобы его окружали добрые и понимающие люди, чтобы он рос в тепле и заботе. горький пишет: «в детстве я представляю сам себя ульем, куда разные простые, серые люди сносили, как пчелы, мед своих знаний и дум о жизни, щедро обогащая душу мою, кто чем мог. часто мед этот был грязен и горек, но всякое знание — всё-таки мед». автор хочет убедить нас, что душа человека формируется в детстве, тогда же, когда формируется его личность? и от этого зависит, каким будет человек в жизни, добрым или жестоким, милосердным или равнодушным к чужой беде.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Каково эмоциональное состояние лирической героини стихотворения "я научилась просто мудро жить" и как оно выражено в тексте?
это стихотворение было написано в ранний период творчества ахматовой, в 1912 году. оно стоит особняком среди ранних произведений поэта, потому что здесь впервые отчетливо звучат философские мотивы. лирическая героиня размышляет о тленности и скоротечности жизни. однако наряду с грустными, меланхолическими нотами звучат и радостные, оптимистичные:
слагаю я веселые стихи
о жизни тленной, тленной и прекрасной.
в этом стихотворении ахматова использует прием описания внутреннего мира героя через окружающую природу. умильно мурлыкающий пушистый кот, огонь, загоревшийся на башне лесопильни, отражают ясное и «мудрое» мировосприятие героини, а приметы осени (поникшая гроздь рябины, шуршащие лопухи) — светлую меланхолию и печаль, связанную с осознанием тленности всего сущего. таким образом, через бытовое и обыденное сложнейшие оттенки психологических переживаний.
в последней строфе стихотворения обозначается еще одна тема, тема любви:
лишь изредка прорезывает тишь
крик аиста, слетевшего на крышу.
и если в дверь мою ты постучишь,
мне кажется, я даже не услышу.