мифологическая вселенная у финно-угорских народов делилась на три основные зоны. центром верхнего, небесного, мира была полярная звезда, которой касалась мировая ось - гора, столп или гигантское дерево. средний мир - земля, окруженная с севера мирового океана. с юга на север, в преисподнюю - загробный мир холода и мрака - текла гигантская река (так, с юга на север, текут обь и северная двина - великие реки финно-угорского мира). верхний мир считался обителью небесных богов, прежде всего творца вселенной. имена этих богов родственны у многих финно-угорских народов и означают небо, воздух, погоду: это финский и карельский ильмаринен, удмуртский инмар, ен у коми и другие. общим оказывается и другое название небесного божества - финского юмала, йомаля коми, йомали загадочных биармов, марийского юмо, саамского юбмела. через отверстие в небесах творец вселенной наблюдает за землей и спускает туда младших богов - покровителей людей. землю в финно-угорской мифологии воплощала богиня, часто являвшаяся небесного бога, который за провинность сбросил ее на землю. она стала покровительницей хтонических (земных) существ - различных гадов, змей, лягушек и т. п., одновременно воплощавших плодородие и связанных с землей, водой и преисподней. верили, что эта богиня обитает в верховьях (или низовьях) мировой реки, покровительствует роженицам и детям, наделяет их судьбой-долей, а шаманам дарует сверхъестественные способности. в нижнем мире, полагали древние, обитает младший брат и соперник небесного бога, окруженный сонмом злых духов и мертвецов: из преисподней через отверстие он посылает на землю болезни и смерть.
юг, страна тепла и света, "страна птиц", противопоставлялась в финно-угорской мифологии северу, который отождествлялся с преисподней - страной мрака. две этих страны соединяла по земле великая река, а по небу - млечный путь, "дорога птиц". это естественно, ведь по вечерам в марте - апреле млечный путь направлен с севера на юго-запад, дорогой перелетных птиц. он так и именуется - линнунрата у финнов, линнутее у эстонцев, нармонь ки у мордвы-мокши. у других финно-угорских народов это наименование конкретизируется: кайыккомбо корно у марийцев, дзо-дзог туй у коми-зырян, вирь мацеень ки у мордвы эрзи, луд зазег сюрес у удмуртов означает "гусиный путь".
к общим финно-угорским мифам относятся также миф о медведе-первопредке, спустившемся с неба, миф о небесной охоте на гигантского оленя или лося, о добывании светил у обитателей преисподней и другие.
верили финно-угры и в существование низших духов - "матерей" и "отцов", "хозяев" - покровителей полей, лесов и источников, дворов и жилищ, родовых покровителей и т. п.
главными святилищами финно-угров, лесных жителей, были культовые урочища - скалы, рощи. лес в любой мифологии был одновременно и источником охотничьих богатств, и обителью злых духов, а также иным миром (местом погребения). поэтому священные рощи финно-угров носили нередко общее наименование с лесными и злыми духами - хийси у карелов, финнов и других народов; луд, керемет у удмуртов, марийцев и других. древнейшими святилищами были скалы с рисунками-писаницами (или петроглифами).
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Сумма цифр двузначного числа равна наибольшему из однозначныхчисел, а число десятков на 2 меньше этой суммы. какое это число