северный кавказ — одна из древнейших колыбелей христианства в россии. первые семена христианства, по преданию, были занесены сюда еще в i веке, апостольской деятельности святых андрея первозванного и симона кананита в причерноморских греческих колониях кавказа. сохранившиеся христианские надгробия позволяют утверждать, что к началу iv века в боспорском царстве уже имелась церковная община.
памятники христианства сохранились и на территории карачаево-черкесии. на рим-горе обнаружены каменный крест и греческая христианская надпись viii в. в верховьях кубани и зеленчуков сохранились храмы, построенные по византийскому образцу. обнаружены и другие памятники христианства - каменные и металлические кресты, погребения, совершенные по христианскому обряду, - головой на запад, с скрещенными на груди руками, почти без вещей.
в iv в. христианство, после объявления государственной религией римской империи, значительно усилило свои позиции в черноморских греческих колониях и, вслед за этим, начало более успешно проникать в среду населения северного кавказа. в 858 г. император михаил iii направил в хазарию для проповедования евангелия преподобных кирилла и мефодия. на пути из византии в хазарский каганат они посетили северный кавказ. проповедь святых вызвала усиление симпатий населения к христианству, свидетельством чего стало образование новых христианская общин.
о распространении христианства у адыгов, свидетельствуют многие авторы: арабские, персидские, европейские— эломари, дзуджани, вильгельм де рубрук, иосафат барбаро и многие другие. полулегендарные апокрифические сказания v—-vi вв. содержат сведения о крещении алан и зихов. на это указывают и отдельные памятники церковной архитектуры северо-западного кавказа (руины базилики в с. ново-михайловка).
большую роль в распространении христианства среди населявших северный кавказ адыгов сыграл византийский император юстиниан великий (527-565 адыгский ученый-просветитель шора ногмов пишет: "юстиниан обратил милостивое внимание на адыгов и стал прилагать старания к обращению их в христианство. адыги приняли его от греков без сопротивления, что и послужило причиной сближения двух народов. имя юстиниана в таком уважении между адыгами, что для подтверждения своих слов народ клялся юстиниановым столом и юстиниановым под влиянием союза с юстинианом греческое духовенство, проникши в кавказские горы, внесло к нам миролюбивое занятие искусством и про-свещением. священник назывался у нас шогень, епископ— христианская вера процветала в кавказских горах, будучи поддерживаема греческим духовенством, заменявшим убылых присылкою новых епископов и священников".
на землях адыгов действовали четыре епархии, епископы которых назначались византией. в зихии эти епархиальные центры находились в фанагории, матрахе (нынешняя тамань), зихополисе и никопсе. зихия была достаточно тесно связана с византией. имеются сведения об участии епископов фанагорийского и зихийского в церковных соборах еще в начале vi века. в документах цареградского собора 519 года стоит подпись епископа фанагорийского иоанна, а в материалах константинопольского собора 526 года встречается имя зихийского епископа .
более широкое распространение христианства началось с x в. в x—xi вв. христианство среди адыгов распространяли не только византийцы, но и из тмутаракани. так, тмутараканский князь мстислав крестил сыновей адыгского князя редеди (1022 центром матрахской архиепископии продолжала оставаться матраха-матрика ( тмутаракань). подписи матрахского архиепископа встречаются под соборными постановлениями 1156—1169 гг. в xiii в. зихская епархия слилась с авазгийской и аланской, в xiv в. она носила название зихско-матрахской. вместе с христианством в адыгский язык вошли некоторые греческие названия, например, пятница и др источник:Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Выпиши и реши те уравнения, в которых последние действие, которым находят деление, - действие деления. х/6= 210-90 5*х=415-265 х*6=210-90 х/5=45-265