1.женитьба чтобы жениться, нужно было быть совершеннолетним. брак заключался по взаимному согласию с людьми того же этноса при отсутствии запретного родства. однако жениться старались на представителях дальних родов. при условии принятия веры в прошлом разрешалось родство с близкими по крови
тюркскими племенами. до xx века разрешалось многоженство.
после предшествовавшего женитьбе обручения невеста не должна была произносить имя жениха. подарки дарились предварительно (хонжа), преданное шилось вечером в доме невесты. свадьба (той), длившаяся семь дней, включала в себя девичник у
невесты и холостяцкую пирушку в доме жениха, посещение бани женихом и купание невесты, составление брачного договора, одевание жениха и невесты, венчание.
жених и его друзья брили головы. хной невесте красили волосы и ногти, выкладывая локоны (зилиф), которые отличали жену от вдовы и девушки.
музыка, угощение, песни, сбор средств для бедных сопровождали обряды. после венчания на седьмой день, в вечер подарков, муж целовал руку матери и дарил ей шубу. отголоски умыкания невесты видны в выезде жениха в баню на лошадях и возвращении боевым строем со скачками и стрельбой. белый войлок или
шкуру использовали в брачной церемонии, каккызыльцы, кумыки, баяты и другие. свадьба со временем . обычай ставить молодых на шкуру и посыпать зерном и монетами, однако, сохранился. религиозная обрядность практически утеряна.
2.похороны
хоронить было принято в деревянном гробу, вытянув
руки вдоль тела т.к. считалось, что человек должен уйти также, как пришёл. ценностей в гроб не клали.
у гроба ночью горели свечи. отпевание производилось при закрытом гробе. покойного не касались. газзан дома и на кладбище исполнял траурные песни (кына) и заупокойную молитву на своём
языке. головы были покрыты у всех.
с севера на юг была ориентирована могила. колья-къазык забивались по её сторонам, как это делали другие монгольские и тюркские народы. у ног на могилу клали камешки в день похорон и в повторные посещения.
мужчины и женщины на поминках садились
отдельно. были обязательные поминальные блюда, рюмки ставились на тарелки. в трапезе близкие люди не участвовали, а совершали после ухода гостей обряд айакъ-ичмэк (пить из кубка), погружаясь в траур. последние поминки проходили через 11 месяцев.
3.рождение ребёнка
младенцу было принято
дарить сырое яйцо, впервые купать в солёной воде, моя голову желтком. 40 дней после родов мать и дитя оберегались особо. такой же срок предусмотрен религией и национальной традицией и у узбеков, киргизов и казахов. деревянной колыбели отводилось особое место. её окружали суеверия.
мальчику на восьмой день делали обрезание. газзан или мулла нарекал его. за праздничный стол поочерёдно садились мужчины и женщины.
девочку нарекали на 14-й день после рождения. отмечали трапезой. до официального наречения ребёнку давалось прозвище или национальное имя, что
приводило к двойственности имён.
с целью защитить ребёнка от зла мать сохраняла высушенную пуповину и прядь его волос. новое имя давалось тяжело больному ребёнку, чтобы обмануть злых духов, которое оставалось после выздоровления. применялся обряд «покупки» ребёнка.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Составь и реши три обратные данной если для разгадывания трёх ребусов требуется 5 минут то сколько минут потребуется для разгадывания 9 таких же ребусов