ордер - сочетание вертикальных несущих опор (колонн, столбов) и горизонтальных несомых частей (антаблемента) архитектурной конструкции, их строение и художественное оформление.
в трактате “идея всеобщей архитектуры” в. скамоцци называет ордер отражением космического порядка, созданного богом. здесь же впервые появляется сам термин “ордер” (от лат. ordo — порядок). эта теория небесного происхождения ордера подкреплялась гипотезой о его применении в библейском иерусалимском храме.
два из трех основных ордеров (ионический и дорический) возникли уже в vi в. до н.э., т.е. в эпоху архаики. коринфский оформился позднее, в начале iv в. до н.э. как результат преобразования архаического эолийского ордера. однако первое словесное описание ордеров было сделано только в конце i в. до н.э. римским архитектором витрувием. в трактате “десять книг об архитектуре” к трем основным греческим ордерам он добавляет еще и тосканский (названный в честь этрусков, или тусков). он же определил характер каждого ордера. дорическими нужно было делать храмы могучих и мужественных богов (марс, геркулес, минерва). нежный коринфский ордер посвящать венере и флоре, а ионический юноне и диане. впервые ордера начали соотноситься с типом человека: дорический — могучий герой, коринфский — стройная девушка, а ионический — изящная женщина.
в древнем риме трактат витрувия служил еще чисто практическим наставлением. подлинная его слава начинается в италии xv в. инициатором восстановления ордера традиционно считается флиппо брунеллески. начал он с обмеров и описаний античных памятников, а закончил включением ордера в собственные постройки. уже в xv в. начал формироваться канон европейской архитектуры, просуществовавший до xix в. и основой этого канона становится ордер. символические трактовки ордера при этом изменились. так, например, итальянский архитектор филарете рассуждал о библейском , изгнанном из рая, и прикрывавшем от дождя ладонями голову, как прообразе здания с крышей. многоярусные ордерные колоннады выступают у филарете как архитектурный образ сословной иерархии. в основании расположен самый “низкий” ордер (здесь ионический), изображающий простых крестьян. на него опирается более “благородный” — дорический, который тоже несвободен от обязанности несения. и, наконец, наверху находится “самый благородный” — коринфский, символизирующий высшую знать, приближенную к государю.
интересно также, что вопреки витрувию, у которого модулем ордера является “стопа” колонны (нижний диаметр), филарете за основу берет высоту капители, которая символизирует голову человека. в этом отразилось представление о превосходстве духа над телом. тогда же л.б. альберти советует архитекторам в храмах использовать более массивные пропорции, в то время как в гражданских постройках — более изящные ордера. а лука пачоли уже в самом конце столетия призывает к употреблению причудливых веретенообразных колонн, сужающихся верху и внизу.
в xvi в. ордерный канон окончательно оформился. появился композитные ордер (сочетание ионического и коринфского). окончательно узаконилось соотношение ордеров (снизу вверх: тосканский, дорический, ионический, коринфский, композитный). одновременно каждый ордер становится атрибутом какой-либо группы христианских святых и его рекомендуют применять в посвященных им церквах. однако, в италии xvi века формируется и оппозиция ордеру. в риме возникает академия гнева, участники которой пытаются найти внеордерные конструкции. между сторонниками и противниками ордера разгорается настоящая борьба. появляется необходимость в теоретической защите ордера. 1
в xvi в. возникли идеи об отходе от канонических пропорций с учётом специфических условий места и среды при проектировании ордера. французский архитектор делорм предлагал “древесный” ордер со стволом, подобным необработанному, узловатому стволу дерева. родилась идея “французского” ордера, чей ствол обработан рустом. в германии появилась идея происхождения тосканского ордера от мифического праотца немцев, великана тускана. в целом же, значение ордерной системы для архитектуры в xvi в. сравнивали с ролью грамматики при изучении латыни.
в xvii в., когда архитектурным центром становится франция, начинается мощное эллинофильское движение, считавшее высшим достижением зодчества формы, выработанные в древней греции. одновременно ордер стараются освободить от всех дополнения и изменений, считая их порочными (убирают тосканский и композитный ордера, базу в дорической колонне и тогда же начинают четко различать понятия “быть прочным” и “выглядеть прочным” — т. е. появляется осознанное выделение тектоники в самостоятельную дисциплину. в связи с этим разгорается известная полемика “древних и новых”, суть которой составляет вопрос: сохраняет ли античное наследие значение идеала и образца или оно оказалось превзойденным достижениями искусства последующих времен? споры охватили не только архитектуру, но все искусство и даже общественную жизнь.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос: