1.3. основа
основа «метаморфоз» ясна. овидий хотел дать систематическое изложение всей античной мифологии, расположив ее по тем , которые тогда представлялись вполне реальными. из необозримого множества античных мифов овидий выбирает мифы с превращениями. превращение является глубочайшей основой всякой первобытной мифологии. но овидий далеко не столь наивный рассказчик античных мифов, чтобы мотив превращения имел для него какое-нибудь случайное или непосредственное значение. все эти бесконечные превращения, которым посвящены «метаморфозы», возникающие на каждом шагу и образующие собой трудно обозримое нагромождение, не продиктованыли такими же бесконечными превратностями судьбы, которыми была полна римская времен овидия и от которых у него оставалось неизгладимое впечатление.
с большой достоверностью можно допустить, что именно эта беспокойная и тревожная настроенность поэта, не видевшего нигде твердой точки опоры, заставила его и в области мифологии изображать по преимуществу разного рода превратности жизни, что принимало форму первобытного превращения.
в этой своей склонности к мифологическим метаморфозам овидий вовсе не был единственным. метаморфозы — это вообще один из любимейших жанров эллинистической туры. если у гесиода, лириков и трагиков мотив превращения пока еще остается в рамках традиционной мифологии, то в своих «причинах» александрийский поэт iii в. до н. э. каллимах уже широко использует этот мотив для объяснения различных явлений. о превращении героев в звезды специально писал эратосфен, и его небольшое произведение на эту тему дошло до нас. некий бойос сочинил стихи о превращении людей в птиц. во ii в. до н. э. в этом жанре писал никандр колофонский, а в i в.— парфений никейский. не было недостатка в подобного рода произведениях и в римской (например, эмилий макр, i в. до н.
из всех представителей жанра превращений овидии оказался наиболее талантливым и глубоким, к тому же превосходной техникой стиха. это сделало его «метаморфозы» мировым произведением . будучи далеким от непосредственной веры и в превращения, и даже вообще в мифологию, овидий, однако, не остановился на простом коллекционерстве, воспроизводящем мифы только ради самих мифов. эллинистически-римская превращений стала у него еще и определенной идеологией, без которой уже нельзя было бы судить о подлинной основе его замечательного произведения.
1.4. идеология
и д е й н ы й смысл «метаморфоз» достаточно . сложна. несомненно, во времена овидия цивилизованная часть римского общества уже не могла верить в мифологию. но эта в общем правильная оценка отношения овидия к мифологии нуждается, однако, в существенной детализации.
несмотря на свой скептицизм, овидий искреннейшим образом любит свою мифологию, она доставляет ему глубочайшую радость. кроме любви к своим богам и героям, овидий еще испытывает какое-то чувство добродушной снисходительности к ним. он как бы считает их своими братьями и охотно прощает им все их недостатки. даже и само теоретическое отношение к мифам у овидия отнюдь нельзя характеризовать как просто отрицательное. тот подход к мифологии, который сформулирован самим поэтом подробно и притом с большой серьезностью, заключается в том, что обычно - и весьма неточно - именуется пифагорейством.
то учение, которое проповедует овидий, вложено им в уста самого пифагора. в этой философской теории овидия важны четыре идеи:
ü вечность и неразрушимость материи;
ü вечная их изменяемость;
ü основанное на постоянное превращение одних вещей в другие (при сохранении, однако, их основной субстанции);
ü вечное перевоплощение душ из одних тел в другие.
назвать все это наивной мифологией уже никак нельзя, поскольку овидий оперирует здесь отвлеченными философскими понятиями. например, мифология очевиднейшим образом используется здесь для таких идей, которые имеют огромную философскую ценность и из которых особенное значение имеют первые две, граничащие с настоящим материализмом.
таким образом, если эстетическая мифология является для овидия предметом глубокой радости и наслаждения, то философски она оказалась для него художественным отражением самых глубоких и основных сторон действительности.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
За 3 мин самолёт пролетел 30км. какое расстояние пролетит он за 40 мин, если его скорость увеличится на 5 км/мин. решить эту .