Событиями монголо-татарского нашествия вызвано появление в древней поэтического произведения "слово о погибели земли". как считают ученые, оно было написано автором происхождения в северо-восточной руси не позже 1246 года.центральная тема "слова" – скорбь о земле, поруганной иноземными захватчиками. тема эта развернута автором на основе контрастного противопоставления разорения руси и ее недавнего прошлого. неизвестный автор слагает гимн родине — "светло светлой" и "красно украшенной". с болью утраты рисует природные богатства, необъятные просторы, былое величие. в его изображении русь, уже давно разрозненная на отдельные княжества, едина. оплакивая "погибель" своей родины, автор отражает народную оценку событий, народную скорбь о постигнувшей русь беде. в "слове" дается идеальный образ князя — владимира мономаха, перед которым трепетали все окрестные народы и племена: "половцы детей своих пугали в колыбели, а литва из болота на свет не показывалась, а угры каменные города крепили железными воротами, чтобы на них великий владимир не "1. даже византийский император посылал мономаху дары, чтобы он царьград не взял. этот гиперболизированный образ великого князя воплощает идею сильной княжеской власти, воинской доблести. в период монголо-татарского нашествия и военного поражения руси напоминание о силе и могуществе мономаха служило укором современным князьям и вселяло надежду. "слово" прославляет свое отечество: "о, светло светлая и красно украшенная земля ! многими красотами ты нас дивишь: дивишь озерами многими, реками и источниками местночтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями чудными, зверьми различными, птицами бесчисленными, великими, селами чудными, монастырскими, храмами церковными и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими! всего ты исполнена, земля , о правоверная вера христианская! "2. автор стремится пробудить чувство гордости за свою родину. произведение звучит патриотически. не случайно, что "слово о погибели земли" было поставлено перед началом "повести о житии александра невского".
rn3ay8
13.02.2021
Во многих странах востока шахматную ладью любили, так как считали ее самой сильной фигурой, даже намного сильнее ферзя . она не всегда стояла, как крепость, на месте. была и боевой колесницей – ратхи – самым грозным оружием того времени, носилась по полям и по доске. а в иране шахматную ладью даже называли судьбой – рухом. птица рух – покровительница войска, появлялась на самых важных участках сражения и могла в любой момент решить судьбу шахматной битвы. повоевав, войско всегда возвращалось в город и зиму проводило за высокими крепостными башнями. иногда башни брали с собой, ставили на колеса и получался настоящий гуляй-город. ехала такая крепостная башня на колесах по полям и дорогам. под особо большие башни подкладывали толстые бревна и катили. сотня солдат из пушек поливала огнем врага. сзади за крепостными стенами пряталось остальной войско, готовое наскочить и атаковать врага в любой момент. появление таких гуляющих крепостей в армии шаха было совершенно неожиданным для врага. во всех странах эта шахматная фигура так и называется: крепость , башня , тура (многие дедушки эту фигуру как раз так и называют), привыкли и отвыкнуть не могут.