ответ:
искусство – средство
художественного общения, и его
родство с языкомнеоднократно
подчеркивалось в эстетики
(лессинг, гердер, потебня, кроче). на
коммуникативности искусства
основывается его современное
семиотическое рассмотрение как
знаковой системы. как всякая
знаковая система, искусство имеет
свой и национально
обусловленный код, свои условности.
общение междуи
освоение культуры прошлого делают
эти коды и условности
общедоступными, вводят их в
арсенал художественной культуры
человечества. восприятие
произведения происходит по законам
общения, другими словами, это
коммуникация с обратной связью.
навстречу опыту художника,
зафиксированному в произведении,
реципиент бросает свой опыт,
осовременивающий, проявляющий и
даже обогащающий смысл
произведения.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Вчём обвинили маршака за стихотворение: "жил человек рассеянный"?
сущностью романтизма является протест против принятых этических и эстетических норм общества, против рационализма. романтиков привлекает своеобразный тип человека: анархист-бунтарь, который ощущает себя практически равным богу.
поэтому для него не существует истины и долга. цель романтизма
— освобождение личности от пут человеческих условностей и общественной морали. он обращен, по словам гегеля, скорее к внутреннему миру человека, чем к внешнему. романтики восхищаются сильными страстями, разрушительными по своей сути: ненависть, ревность, отчаяние, презрение.
романтизм
представлял собой сложное явление, он развивался и видоизменялся со временем. наиболее полно его природа раскрывается в художественной . поэты и писатели-романтики возвеличивали личность, ее субъективные переживания, ее порывы за горизонты обыденности, обыденного пространства и времени: в красочные
экзотические края, на просторы далекой , чаще всего средневековой, в царство воображения.
окружающий мир, обыденность вызывали лишь острую неудовлетворенность и тоску. романтики вдохновлялись тем, что было великим, чудесным, фантастическим, ужасным. романтизм отказался от следования
классическим канонам в художественном творчестве.
романтизм в германии возник в конце xviii в. и господствовал вплоть до 30-х гг. xix в. принято делить романтизм на ранний и поздний; однако это деление предполагает не столько этапы в развитии (хотя разрыв во времени существует), сколько
течения внутри одного явления.
в 1796 г. в университетском городе йене собрались деятели формирующегося романтического движения: братья шлегели, август (1767-1845) и фридрих (1772-1829), людвиг тик (1773-1853), фридрих гарденберг (1772-1801), писавший под псевдонимом новалис, вильгельм
вакенродер (1773-1798). вместе с близкими к кругу философами — иоганном фихте (1762-1814) и фридрихом шеллингом (1775-1854) — они образовали школу так называемого йенского романтизма.
йенские романтики провозгласили абсолютную свободу художника, его право на воображение. художественное
творчество понималось ими как акт божественного творения, а люди творческие, люди искусства — как особые существа, наделенные даром постижения сути мира. «поэт постигает природу лучше, нежели ученый», — писал новалис. философское обоснование идеи об особой роли искусства было сделано шеллингом. для
него характерна апология универсальности искусства как средства познания мира.
вакенродер в своих работах, посвященных биографиям великих художников (дюрера, рафаэля, леонардо да винчи), подчеркивал особую способность художника понимать природу как язык бога и свое понимание этого языка
выражать искусством. таким образом, художник у вакенродера является своего рода посредником между богом и людьми.
йенские романтики издавали свой журнал, в котором публиковали так называемые «фрагменты», представлявшие собой афоризмы и небольшие эссе. философский «фрагментов» создавал фихте.
стремление соединить философию и поэзию, философию и прозу характерно для раннего романтизма.
поздний романтизм имел менее теоретический и философский характер. наиболее известные его представители с 1805 г. собрались в гейдельберге. гейдельбергские романтики оказали большое влияние на все
области искусства: на поэзию, живопись и музыку. при этом они были гораздо более консервативны и в гораздо большей степени немцами, чем их предшественники.
в центре внимания гейдельбергских романтиков находились такие традиционные ценности, как государство, народ, религия. для них характерно
обращение к проблемам национальной самобытности, национального характера, стремление жить и творить в согласии с национальным («народным») духом. этим объясняется повышенный интерес поздних романтиков к германской и культуре, в частности, большое внимание они уделяли сбору, обработке и публикации
народных песен и сказок.
такой деятельностью занимались ахим фон арним (1781-1831), клеменс брентано (1778-1842), издавшие сборник народных песен «волшебный рог мальчика». но самыми известными собирателями народных сказок были братья гримм, якоб (1785-1863) и вильгельм (1786-1859). их «детские
и семейные сказки» пользовались в германии огромной популярностью, уступая по числу переизданий только библии.
братья гримм внесли большой вклад и в развитие германской филологии: в 1819-1837 гг. вышла переработанная ими « грамматика», а с 1852 г. начат выпуск академического «словаря
языка».
одним из ведущих жанров в позднего романтизма являлась сказка, или фантастическая новелла. любовь к этому жанру объяснялась в том числе убежденностью его представителей в способности именно сказок передавать таинственную суть бытия. одним из самых известных авторов сказок был
вильгельм гауфф (1802-1827)