основой западной живописи является внешняя форма. в полотнах европейских мастеров эпохи возрождения возвеличивается тело и «я» — основа европейской школы. на этой основе оттачивалось мастерство художников. сюжеты из древнегреческого эпоса или библейские мотивы, сложные взаимоотношения между внутренним миром героем и внешней средой, борьба, преодоление — частые темы западной живописи, в которой плоть и дух, божественное и человеческое вечный конфликт и двойственность.
западная цивилизация всегда испытывала недостаток целостности. люди запада прекрасно понимали, что тело смертно, и душа, лишаясь своей базы, оказывается на пороге пустоты. пустота враждебна, от нее нужно бежать, пустоту нужно заполнить. и внешняя форма — попытка зацепиться за что-либо постоянное в бурном водовороте времени.
в восточной — о особенно в китайской живописи является понятие дао. описать его в точности невозможно. это космическая энергия, скрепляющее все видимое и непроявленное, это принцип и путь мироздания, подчиняющий и объединяющий всё в этом мире.
европейские мыслители доходили до этого принципа интеллектуально, но не пользовались им в полной мере. к примеру, гёте (помните заклинание: «остановись, мгновенье! ты прекрасно! «) сравнил истину с колокольным звоном, величественно плывущем в пространстве, который заполняет собою всё, и в то же время отсутствует в каждой его точке.
китайское искусство можно назвать беспредметным — но не в том смысле, что оно существует вне объектов, а в том, что через объекты оно выявляет суть вещей, нечто неуловимое и в то же время предельно важное. существует термин «бин шень» — пространство общего рождения, живая и наполненная энергией первооснова.
мастер хуан тинцзянь сказал: «сначала я не понимал сути живописи, но потом чань понял, что такое достижение без достижения, а постигая путь, понял, что высший путь — вне забот«.
китайская живопись — форма медитации, когда медитирующий движется от своего «я» к вселенской гармонии, и с туши, кисти и бумаги передает это наивысшее состояние здесь и сейчас. это искусство ритуально. ещё конфуций завещал «ритуал — исток порядка мира«. таким образом, художник — проводник дао. все приготовления призваны очистить мастера от всех помех и омрачений и сделать его и его работу равными небу. живопись китая движется, минуя концепции, к самой сути состояния.
дракон и феникс
как поразительно точно сформулировал чэн хэнло: «западная живопись — это живопись взгляда; китайская живопись — живопись идеи«. именно «живопись идеи» се-и, мы и преподаем на наших курсах китайской живописи в клубе «две империи». и мы надеемся, что через занятия живописью наши ученики обретут единение с миром, почувствуют гармонию вселенной.
вернемся к словам киплинга:
о, запад есть запад, восток есть восток, и с мест они не сойдут,
пока не предстанет небо с землей на страшный господень суд.
мир изменился, и многие барьеры исчезли. и сам китай в нынешних условиях испытывает значительные сложности с самоидентификацией. остается лишь надеяться, что взаимообогащение культур будет происходить без конфликтов и катаклизмов. тем более, что и у запада, и у востока есть, чему поучиться друг у друга.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Решить , я не правиоьно указала прелмет
сущностью романтизма является протест против принятых этических и эстетических норм общества, против рационализма. романтиков привлекает своеобразный тип человека: анархист-бунтарь, который ощущает себя практически равным богу.
поэтому для него не существует истины и долга. цель романтизма
— освобождение личности от пут человеческих условностей и общественной морали. он обращен, по словам гегеля, скорее к внутреннему миру человека, чем к внешнему. романтики восхищаются сильными страстями, разрушительными по своей сути: ненависть, ревность, отчаяние, презрение.
романтизм
представлял собой сложное явление, он развивался и видоизменялся со временем. наиболее полно его природа раскрывается в художественной . поэты и писатели-романтики возвеличивали личность, ее субъективные переживания, ее порывы за горизонты обыденности, обыденного пространства и времени: в красочные
экзотические края, на просторы далекой , чаще всего средневековой, в царство воображения.
окружающий мир, обыденность вызывали лишь острую неудовлетворенность и тоску. романтики вдохновлялись тем, что было великим, чудесным, фантастическим, ужасным. романтизм отказался от следования
классическим канонам в художественном творчестве.
романтизм в германии возник в конце xviii в. и господствовал вплоть до 30-х гг. xix в. принято делить романтизм на ранний и поздний; однако это деление предполагает не столько этапы в развитии (хотя разрыв во времени существует), сколько
течения внутри одного явления.
в 1796 г. в университетском городе йене собрались деятели формирующегося романтического движения: братья шлегели, август (1767-1845) и фридрих (1772-1829), людвиг тик (1773-1853), фридрих гарденберг (1772-1801), писавший под псевдонимом новалис, вильгельм
вакенродер (1773-1798). вместе с близкими к кругу философами — иоганном фихте (1762-1814) и фридрихом шеллингом (1775-1854) — они образовали школу так называемого йенского романтизма.
йенские романтики провозгласили абсолютную свободу художника, его право на воображение. художественное
творчество понималось ими как акт божественного творения, а люди творческие, люди искусства — как особые существа, наделенные даром постижения сути мира. «поэт постигает природу лучше, нежели ученый», — писал новалис. философское обоснование идеи об особой роли искусства было сделано шеллингом. для
него характерна апология универсальности искусства как средства познания мира.
вакенродер в своих работах, посвященных биографиям великих художников (дюрера, рафаэля, леонардо да винчи), подчеркивал особую способность художника понимать природу как язык бога и свое понимание этого языка
выражать искусством. таким образом, художник у вакенродера является своего рода посредником между богом и людьми.
йенские романтики издавали свой журнал, в котором публиковали так называемые «фрагменты», представлявшие собой афоризмы и небольшие эссе. философский «фрагментов» создавал фихте.
стремление соединить философию и поэзию, философию и прозу характерно для раннего романтизма.
поздний романтизм имел менее теоретический и философский характер. наиболее известные его представители с 1805 г. собрались в гейдельберге. гейдельбергские романтики оказали большое влияние на все
области искусства: на поэзию, живопись и музыку. при этом они были гораздо более консервативны и в гораздо большей степени немцами, чем их предшественники.
в центре внимания гейдельбергских романтиков находились такие традиционные ценности, как государство, народ, религия. для них характерно
обращение к проблемам национальной самобытности, национального характера, стремление жить и творить в согласии с национальным («народным») духом. этим объясняется повышенный интерес поздних романтиков к германской и культуре, в частности, большое внимание они уделяли сбору, обработке и публикации
народных песен и сказок.
такой деятельностью занимались ахим фон арним (1781-1831), клеменс брентано (1778-1842), издавшие сборник народных песен «волшебный рог мальчика». но самыми известными собирателями народных сказок были братья гримм, якоб (1785-1863) и вильгельм (1786-1859). их «детские
и семейные сказки» пользовались в германии огромной популярностью, уступая по числу переизданий только библии.
братья гримм внесли большой вклад и в развитие германской филологии: в 1819-1837 гг. вышла переработанная ими « грамматика», а с 1852 г. начат выпуск академического «словаря
языка».
одним из ведущих жанров в позднего романтизма являлась сказка, или фантастическая новелла. любовь к этому жанру объяснялась в том числе убежденностью его представителей в способности именно сказок передавать таинственную суть бытия. одним из самых известных авторов сказок был
вильгельм гауфф (1802-1827)