Художественный образ (др.-рус. образъ, праслав. ob и raz — "раз, резать, проводить черту"; отсюда "обрáзить (украсить), образец, образование)[1] — всеобщая категория художественного творчества, форма истолкования и освоения мира с позиции определённого эстетического идеала, путём создания эстетически воздействующих объектов. Базовое понятие в теории искусства, где оно определяется как создание и восприятие художественных образов – особой формы отражения действительности. Художественным образом также называют любое явление, творчески воссозданное в художественном произведении. Отсюда двойственность понятия "образ": как мыслительной модели действительности и как её восприятия и воплощения в материальной форме. Эта двойственность разрешается введением дополнительных понятий: прообраз, изображение, образное представление, образное мышление в художественных формах. Прообразы всех вещей существуют идеально, но они мыслятся, представляются[2].
Для дальнейшей дефиниции необходимо размежевать понятия эстетической и художественной деятельности. первая не создаёт художественных образов, а только гармонизирует существующие в действительности объекты и их мыслительные модели; с второй — человек "удваивает себя в образной модели" и в материале того или иного вида искусства. Образное мышление "побуждает удвоить переживаемый объект так, чтобы в нём был запечатлён сам художник"[3]. В эстетическом сознании — ощущении и переживании красоты — человек как бы растворяется, обезличивается в переживаемом предмете; в художественном — активно вторгается в действительность. В художественном образе такая деятельность обретает конкретную форму посредством трёх основных принципов:
воплощение общего в единичном ("в капле воды художник видит море");
выражение объективного в субъективном;
соединение чувственного и рационального[4].
В то же время, смысл художественного образа раскрывается лишь в определённой коммуникативной ситуации, и конечный результат такой коммуникации зависит от личности, целей и даже настроения столкнувшегося с ним человека, а также от конкретной культуры, к которой он принадлежит. Поэтому нередко по одного или двух веков с момента создания произведения искусства оно воспринимается совсем не так, как воспринимали его современники и даже сам автор.
В «Поэтике» Аристотеля образ-троп возникает как неточное преувеличенное, преуменьшенное или изменённое, преломлённое отражение подлинника природы. В эстетике романтизма подобие и сходство уступают место творческому, субъективному, преображающему началу. В этом смысле бесподобный, ни на кого не похожий — значит прекрасный. Таково же понимание образа в эстетике авангарда, предпочитающей гиперболу, сдвиг (термин Б. Лившица). В эстетике сюрреализма «реальность, умноженная на семь, — правда». В новейшей поэзии появилось понятие «метаметафора» (термин К. Кедрова). Это образ запредельной реальности за порогом световых скоростей, где замолкает наука и начинает говорить искусство. Метаметафора вплотную смыкается с «обратной перспективой» Павла Флоренского и «универсальным модулем» художника Павла Челищева. Речь идёт о расширении пределов человеческого слуха и зрения далеко за физические и физиологические барьеры.
Сохранившиеся до нашего времени архитектурные сооружения Древнего Египта являются ярким примером искусства на службе религиозного (заупокойного) культа. В основном – это гробницы фараонов. ... Итак, в статье я кратко рассказала о важнейших чертах религиозно-мифологических представлениях древних египтян. В этой картине мира самую важную роль играли солярный культ и культ смерти. Читайте подробнее здесь. И как уже было сказано, эти верования повлияли на все стороны жизни и определили самобытность культуры древнеегипетской цивилизации. Прежде всего, на основе этих культов, стали формироваться основные типы и виды архитектурных сооружений. Комплекс пирамид в Гизе.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Скульптура дискобол. принадлежность к художественной эпохи
Эпоха античности. Древняя Греция. Классика.