В основе творчества Андрея Рублёва лежит иная, нежели у Феофана, философская концепция. Она лишена мрачной безысходности и трагизма. Это философия добра и красоты, гармонии, духовного и материального начал. В христианском учении Рублёв, в отличии от Феофана, видел не идею беспощадного наказания грешного человека, а идею любви, всепрощения, милосердия. Соединение двух миров - духовного и материального - в творчестве Феофана доведено до трагедии, а у Андрея Рублёва это единство мудрости, добра и красоты.
Несомненно, Андрей Рублев внимательно присматривался к тому, что делали в Москве не только русские мастера, но и заезжие, в том числе Феофан Грек, с которым он работал. Но, судя по дошедшим до нас произведениям Андрея Рублева, греческий мастер не мог оказать решающего влияния на уже вполне сложившееся направление и характер творчества великого русского художника. Анализ творчества Андрея Рублева, основанный на изучении его подлинных произведений, говорит о том, что искусство русского художника по своему художественному мировоззрению было едва ли не диаметрально противоположным всему тому, что создал Феофан Грек в Новгороде и затем в Москве.
Феофан принадлежал к старшему поколению. Для него плотское начало в человеке - это источник греха, а потому для достижения совершенства он должен подавлять и истязать свою натуру. Феофан мастерски передавал душевную бурю в сердцах своих героев. Он был неподражаем, когда надо было изобразить сурового аскета, мудрого проповедника, гордого своей правотой подвижника, их нахмуренные взгляды, искаженные страданием лица.
Рублев с большим доверием относится к человеку. Человек у него в основе своей существо доброе, натура вовсе не греховна. Доверие к людям придает миру Рублева жизнерадостный, умиротворенный характер. Русского мастера не смущает, что человек может быть привлекателен и по своему внешнему облику. Он любуется гибкостью юношеских тел, их грацией и изяществом, пропорциональностью фигур. До Рублева в живописи преобладали фигуры либо неподвижные, как бы скованные, либо, наоборот, в резком, порывистом движении. У Рублева люди более спокойны и непринужденны, в их размеренном телодвижении угадывается прелесть обретенной ими свободы.
Но Рублев был чуток не только к привлекательности человеческого облика. Человек в его искусстве живет богатой, сосредоточенной внутренней жизнью. Художник приоткрывает завесу над самыми заветными тайнами его души. В стенописи владимирского Успенского собора Рублев создал целую галерею человеческих характеров: здесь и умудренные летами седобородые старцы, и мужи во цвете сил, и женщины, пленительные своей нравственной чистотой, и юноши с простодушно открытым приветливым взглядом. И какое богатство, и разнообразие душевных состояний: и светлая умиротворенность, и робкое ожидание, и во недоумение, и созерцательная задумчивость, и полный энтузиазма призыв, и готовность к действию, и, наконец, сдержанное спокойствие на высшей грани совершенства - все это согрето не остывающей исконной добротой человека. Первым, среди мастеров Рублев изобразил лицо со скользящей улыбкой на устах.
Монах Троице-Сергиева монастыря, Рублёв не был оторванным от жизни созерцателем. Он всей глубиной своей чуткой души впитывал и переживал великие испытания и подвиги русского народа, стремившегося сбросить монгольское рабство и преодолеть гибельные княжеские раздоры, понимал его мысли и чувства, его страдания и идеалы. Если в искусстве Феофана Грека было нечто трагическое, то Рублёв хотел своим светлым искусством народу в его борьбе, ободрить и вдохновить его, упрочить его душевные силы и стойкость, его веру в лучшую жизнь. Своеобразие и значение Рублёва в том что, явившись подлинным классиком древнерусской национальной живописи, он воплотил в своём творчестве черты национального художественного гения. Не случайно народ окружил его имя легендой. Рублёв достиг исключительных высот, его называли «русским Рафаэлем».
Рублёв чужд миру трагического и природа его искусства составляют классическая ясность и гармония. Через византийскую живопись, в которой никогда не иссякали античные мотивы, Рублёв глубоко и с мудростью проникает в сущность эстетического идеала древней Эллады. Отталкиваясь от беспокойного, резко индивидуального стиля Феофана Грека, он населяет свои произведения идеальными образами. В отличие от Феофана Рублёв не порывает с традициями византийского классицизма. Он необычайно чуток к новой византийской живописи. Рублёв продолжает лелеять в своём художественном сознании видения величавой старины. Он создал новые художественные ценности, которых не знало до него ни искусство Византии, ни Древней Руси.
Объяснение:
1. Храм Василия Блаженного - один из самых красивых архитектурных памятников всей России, не зря собор называют символом русской души. Сегодня собор входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
2.1. Он был построен в середине 16 в. по приказу Ивана Грозного в память о победе над Казанским ханством. Казань была присоединена к России 2 октября 1552 г. Это случилось на следующий день после праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Иван Грозный повелел построить в честь великого события роскошный храм во имя Покрова Богородицы. Так и сделали. Центральную церковь посвятили празднику Покрова Богородицы, и собор и получил первое название - Покровский. Церковь была освящена 12 июля (29 июня по старому стилю) 1561 г. Освящал храм митрополит Макарий.
Через несколько лет у стен собора был захоронен московский юродивый Василий Блаженный, который собирал деньги на строительство этого храма, приносил их на Красную площадь и бросал через правое плечо. Эти монеты так и лежали на земле неприкосновенными, пока юродивый перед смертью не отдал их Ивану Грозному на строительство собора. Чуть позже, в 1588 г., сын Ивана Грозного, Федор Иоаннович, распорядился построить отдельную церковь, посвященную Василию Блаженному. Об этом повествует стилизованная надпись на стене церкви. С тех пор собор в народе стали называть вторым именем - храм Василия Блаженного.
Строительство чудесного храма царь доверил двум лучшим русским зодчим - Постнику Яковлеву и Ивану Барме. Летописец сделал запись о том, что "Бог даровал" Ивану Грозному "двух мастеров русских по реклу [то есть по прозвищу] Постник и Барма". Собор получился столь великолепным, что Иван Грозный, боясь, как бы эти зодчие в другом городе не сделали что-то похожее, вместо благодарности за труд повелел ослепить мастеров. Существует другая легенда, что царь повелел посадить зодчих в тюрьму после того, как они, «употчеванные вином», похвастались, что могут построить церковь лучше. Третья легенда гласит, что строителей и вовсе казнили - по той же причине.
Что стояло раньше на месте этого собора, точно не известно. Сведения в летописях самые противоречивые. По одной из версий, на месте храма раньше стояла деревянная церковь, построенная во имя Живоначальной Троицы.
2.2. Грандиозный 65-метровый храм был построен всего за шесть лет.
Его строили из кирпича, а фундамент и некоторые элементы декора были выполнены из белого камня. Чтобы подчеркнуть "дорогую цену" строительного материала, а также уберечь собор от дождей и непогоды, все стены снаружи были расписаны в красно-белых тонах, "под кирпич".
Интересна архитектура собора. Храм состоит из девяти церквей, построенных на одном фундаменте, и колокольни.
В центре - главная столпообразная церковь (в честь Покрова Пресвятой Богородицы). Она увенчана маленькой главкой. Главную церковь окружают правильным восьмиугольником 8 других церквей, различных по величине и форме: с четырех сторон стоят осевые церкви (они расположены по 4 сторонам света), между которыми поставлены еще четыре - поменьше. Таким образом, в плане собор образует восьмиконечную звезду.
Храм построен по принципу нарастания высоты. Главная церковь - самая высокая в ансамбле, её высота 47,5 метров, а от уровня земли – 65 м. Она в два раза выше 4-ёх больших церквей, большие церкви - в два раза выше 4-ёх малых.
Купола этих 8 церквей сделаны в виде нарядных луковиц. Все купола разные, ни один не похож на другой. Рисунок каждого купола уникален. Центральный купол - золотой. Остальные церкви увенчаны многоцветными куполами.
Любопытно, что всего в храме не 9, а 11 куполов. Девять куполов - у церквей. Десятый купол находится над приделом Василия Блаженного, а 11 - над колокольней. Эта колокольня была построена в 1670-е гг., вместо звонницы. Ко 2-ой половине 17 в. старая звонница обветшала и пришла в негодность. Её сменила новая колокольня, которая стоит по сей день.
В Покровском соборе нет подвалов. Есть подклет. Глубокие ниши-тайники в нём использовали как хранилища. До 1595 года в подклете храма прятали царскую казну. Зажиточные горожане тоже приносили сюда своё имущество.
Стены собора богато украшены фресками. В 1683 г. весь собор по верхнему карнизу был опоясан изразцовой надписью. Большие желтые буквы на темно-голубом фоне изразцов сообщали об истории создания храма и его обновлении во 2-ой половине 17 века. Высота каждой буквы надписи - 97 см.
Эта надпись, к сожалению, была замазана в 17 веке, но случайно обнаружена в 1964 г. Благодаря этой надписи удалось установить точную дату постройки храма - 1555-1561 гг. До этого считалось, что строительство было закончено в 1560 г.
Внешняя и внутренняя галерея, площадки и парапеты крылец храма Василия Блаженного были расписаны растительным (травным) орнаментом.
3. Глядя на этот замечательный собор, мы любуемся необыкновенным мастерством его создателей, ощущаем чувство величия России, которое запечатлели в камне русские мастера. В 2007 году Покровский собор стал номинантом конкурса "Семь чудес России".
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
В какой период в Западной Европе господствовал романский стиль? а) IX-XI вв. б) X-XII вв. в) XI-XIII вв. г) XIII-XV вв.
''в'' по моему