ИМПРЕССИОНИЗМ В ИСКУССТВЕ ФРАНЦИИРождению музыкального импрессионизма во Франции предшествовал период,который именуют «периодом национального обновления». В те годы после франко-прусской войны 1870-1871 годов заметно оживляется симфоническое и камерноетворчество французских композиторов, активизируется концертная жизнь.Созданное в 1871 году «Национальное музыкальное общество» поощряеттворчество современных французских композиторов, всячески содействуяпубличному исполнению сочинений и их изданию. Центральное место вмузыкальном творчестве эпохи «обновления» принадлежит Цезарю Франку и КамилюСен-Сансу. Важную роль в художественной жизни Франции рубежа веков сыгралиученики Франка и приверженцы его творческих идей Анри Дюпари, Венсан дЭнди,Габриэль Форэ, Эрнест Шоссон.Важную роль в формировании импрессионистической музыки играло сохранение иразвитие классических традиций, унаследованных от предшествующих эпох.Дебюсси очень интересовался григорианским пением, его ладами, интонациями, сувлечением слушал произведения мастеров полифонии. В произведениях старыхмастеров его восхищало богатство их музыкальных средств, где по его мнениюможно найти нечто важное для развития современного искусства. Изучая музыкуПалестрины, Орландо Лассо Дебюсси находит много ладовых возможностей,обогащавших сферу мажора-минора, ритмическую гибкость, далекую оттрадиционной квадрат-ности. Всё это ему в создании собственногомузыкального языка. Дебюсси очень ценил музыкальное наследие великихотечественных музыкантов XVIII века. В своей статье «Ж.Ф.Рамо» Дебюсси пишето «чистой французской традиции» в творчестве этого композитора, проявившейсяв «нежности, деликатной и прелестной, верных акцентах, строгой декламации вречитативе...». Также Дебюсси высказывает сожаление о том, что отечественнаямузыка «чересчур долго следовала путями, коварно удалявшими её от той ясностивыражения, той точности и собранности формы, которые являются специальнымии характерными качествами французского гения»(1, стр.23). Вряд ли Дебюссисумел бы так полно выразить свои устремления, не имея в этомпредшественников.
Изменение мировосприятия в эпоху барокко
XVII век — одна из самых ярких и блистательных страниц в истории мировой художественной культуры. Это время, когда стремительно менялась привычная, казалось бы, незыблемая картина мира, а в общественном сознании происходило крушение идеалов Возрождения. Это время, когда на смену идеологии гуманизма и веры в безграничные возможности человека пришло ощущение драматических противоречий жизни. С одной стороны, происходит революционный переворот в естествознании, формируется новая картина мира, появляются новые философские течения, а в искусстве — новые стили и жанры. С другой — преобладают политический консерватизм, пессимистические взгляды на общество и человека, развиваются иррационализм и мистика. В обществе, как справедливо отмечал искусствовед А. А. Аникст,
«исчезает уверенность в близком и неизбежном торжестве положительных начал жизни. Обостряется ощущение её трагических противоречий. Прежняя вера уступает место скепсису. Сами гуманисты уже не доверяют разуму как благой силе обновить жизнь. У них возникает и сомнение относительно природы человека — действительно ли добрые начала главенствуют в ней».
Перемены и трагические конфликты этой эпохи образно запечатлел английский поэт Джон Донн (1572—1631):
Так много новостей за двадцать лет
И в сфере звёзд, и в облике планет,
На атомы Вселенная крошится,
Все связи рвутся, всё в куски дробится.
Основы расшатались, и сейчас
Всё стало относительным для нас.
Перевод О. Румера
Прежде всего относительными стали представления о человеке, который теперь мыслился, с одной стороны, ничтожно маленькой частицей мироздания, а с другой — великой силой управлять природой. Великий французский учёный, религиозный мыслитель и писатель Блез Паскаль (1623—1662) писал о двойственности человека, признавая его безграничные возможности и называя «тростником мыслящим». Человек воспринимался как сложная личность, переживающая драматические конфликты своего времени.
Кто ты, о человек Сосуд свирепой боли,
Арена всех скорбей, превратностей поток,
Фортуны лёгкий мяч, болотный огонёк,
Снег, тающий весной, мерцанье свеч, не боле
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
2. Рухани мәдениет дегеніміз не? Оған мәдениетттің қай салалары жатады?
Объяснение:
Удачи друг старалось для всех