содержание оперы гершвина перекликается с лучшими произведениями американской реалистической – творчеством гарриет бичер-стоу, марка-твена, уильяма фолкнера, о. генри и других американских писателей, рассказывающих о жизни негритянской бедноты. чутьем истинного художника композитор понял, что именно на таком материале должна строиться национальная американская опера. в основе сюжета «порги и бесс» – картины быта маленького афроамериканского рыбацкого поселка, затерянного в глуши юга сша. здесь живут со своими семьями рыбаки, портовые грузчики, уличные торговцы, нищие.
либретто оперы создано дюбозом хейвардом и айрой гершвиным на основе пьесы дороти и дюбоза хейварда «порги». пьеса, в свою очередь, является переработкой одноименного романа дюбоза хейварда.
действие разворачивается в конце 1920-х годов. главный герой, добрый и доверчивый нищий калека порги, любит красотку бесс, любовницу грузчика кроуна. когда в ходе уличной драки кроун убивает своего партнера по игре в кости роббинса и скрывается от полиции, все отворачиваются от бесс. порги сердечно предлагает ей свое убогое жилище, и она уходит к нему. через некоторое время дешевый адвокат совершает нехитрый свадебный обряд, закрепляя союз порги и бесс.
жители поселка отправляются на пикник на соседний остров. после пикника неожиданно появляется кроун, он застает бесс одну и насильно уводит в лес.
спустя неделю, защищая бесс от домогательств прежнего сожителя, порги убивает кроуна. пока он находится под арестом, наркоторговец спортин-лайф при «порошка счастья» убеждает бесс уехать с ним в нью-йорк.
освобожденный за недостатком улик порги возвращается в свою трущобу. он узнает от соседей о том, что произошло в его отсутствие, и отправляется на поиски возлюбленной в неведомый, сказочный нью-йорк.
в либретто бережно сохранены колоритный народный язык пьесы, смесь доверчивой наивности, набожности, суеверия и неудержимого темперамента, характерная для ее героев.
сочиняя музыку оперы, гершвин несколько месяцев прожил в одном из захолустных негритянских местечек, стремясь к возможно большей аутентичности в изображении быта его жителей. он принимал участие в их хоровом пении, прислушивался к особенностям афроамериканской речи, постигал характерные детали быта, психологии.
высшая драматическая точка похоронной сцены – ее заключение, где восходящее хоровое глиссандо звучит на фоне нисходящих хроматических аккордов оркестра. а далее наступает естественная разрядка, выраженная, на первый взгляд, наивно, но психологически правдиво для данной среды. на неожиданный призыв бесс занять места в поезде, уносящем в «обетованный рай», отвечает радостный «железнодорожный» псалом хора. подобные внезапные эмоциональные модуляции, как уже отмечалось, весьма типичны для американского фольклора.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Найдите мне какую нибудь короткую фигню знаменитых музыкальных гениев о моцарт то есть стих о нем, но великих и напишите кто сочинил это