Токката (итал. toccata). с конца 16 в. это название относится к сочинениям для клавишных инструментов, написанным в свободной импровизационной манере. слово toccata означает «прикосновение», «удар», в данном случае короткий удар по клавишам, в отличие от sonata , т.е. протяжного «звучания» струнных или духовых инструментов. кроме того, происхождение термина «токката» указывает на еще более раннюю эпоху, когда этим словом именовался ритм, отбиваемый военным барабаном, либо фанфары медных духовых (например, токката из оперы орфей монтеверди). токкаты для клавишных в 16 в. (андреа и джованни габриели, луззаско луззачьи) использовали типично клавирную технику и превратились в виртуозные произведения, где импровизационные пассажи чередовались с торжественными хоральными звучаниями. в некоторых токкатах (особенно у клаудио перуло и дж.) встречаются полифонические разделы. токката использовалась и как вступление к ричеркару или фуге. токкаты нового времени (шуман, дебюсси, равель, прокофьев) представляют собой фортепианные пьесы, в жанровом отношении близкие к концертному этюду.
Хохлов
30.07.2021
Удивительные факты из биографии великого маэстро: 1. композитор родился в многодетной семье (был третьим по счету ребенком из шести); его отец сначала работал грузчиком, а позже открыл лавку в порту. однако при переписи населения генуи указали, что антонио паганини был «держателем мандолин» - так приказал сам наполеон. 2. с 5 лет отец начал учить мальчика играть на мандолине, а с 6 – на скрипке. если верить исследователям жизни паганини (-кьеза в серии «жизнь замечательных людей»), музыкант позже вспоминал: когда он не проявлял должного прилежания, отец его наказывал – впоследствии это отразилось на слабом здоровье скрипача. 3. первый публичный концерт (или, как тогда говорили, академию)музыкант дал 31 июля 1795 года в театре сант-агостино г.генуи – вырученные средства пошли на то, чтобы мальчик (а никколо в тот год исполнилось только 12) отправился в парму – обучаться у алессандро ролла (известного скрипача и педагога). когда семейство паганини (отец и сын) приехали к алессандро роллу, тот отказался их принимать, т.к.был болен. но рядом с комнатой преподавателя лежала скрипка и ноты только вчера написанного сочинения. тогда никколо взял инструмент и тут же сыграл произведение – удивленный педагог, услышав исполнение паганини, вышел к гостям и сказал, что он уже не может ничему научить мальчика – тот и сам все умеет. 4. на концертах паганини устраивал настоящее шоу. на публику это производило настолько сильное впечатление, что некоторые теряли сознание в зале. каждый номер и выход он продумывал до мельчайших деталей. всё было отрепетировано: от репертуара, состоящего исключительно из собственных композиций, до эффектных трюков, вроде лопнувшей струны, расстроенной скрипки и " из деревни" - подражания звукам животных. паганини научился имитировать гитару, флейту, трубы и валторны и мог заменить собой оркестр. влюбленная публика прозвала его "южным колдуном". 5. паганини категорически отказывался писать псалмы для церковников, поэтому добрые католики злобно поливали его грязью: "все лучшее и высокое в мире связано с христианством. лучшие музыканты нашего века пишут церковные гимны. нет ни одного классического композитора, который не писал бы оратории и мессы. реквием моцарта, оратории баха, мессы генделя свидетельствуют о том, что господь не оставляет европы и что вся наша культура строится на началах христианской любви и милосердия. но вот появился скрипач, который сворачивает с этой дороги. всем своим поведением, ненасытной алчностью, упоительным ядом земных соблазнов паганини сеет тревогу на нашей планете и отдает людей во власть ада. паганини убивает младенца христа". 6. никколо паганини был масоном. он написал масонский гимн и исполнил его в ложе великого востока италии; документы общества тоже его принадлежность к масонам. 7. первой (а возможно, и самой сильной) любовью композитора стала знатная , чье имя он всегда скрывал и с которой он прожил 3 года в ее поместье в тоскане. в те годы он открыл для себя гитару и написал для нее и скрипки 12 сонат, а также пристрастился к картам.
Ответить на вопрос
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Продолжи восходящую секвенцию с квинтами урок№17 рабочая тетрадь по сольфеджио т.первозванская
думай: : : : : : : : : : : :