Симфония № 40 Соль минор, K.550 ― одно из наиболее популярных произведений композитора Вольфганга Амадея Моцарта. Произведение завершено 31 июля 1788 года, три недели спустя после симфонии № 39. В 1791, незадолго до своей смерти, композитор создал её вторую редакцию, добавив в музыку кларнет.
Строение
В состав оркестра симфонии (в последней редакции) входит флейта, два гобоя, два кларнета, два фагота, две валторны, первые и вторые скрипки, альты, виолончели и контрабасы.
Симфония представляет собой классический сонатно-симфонический цикл. В ней четыре части:
Allegro-аллегро
Andante-анданте
Menuetto ― Trio
Allegro assai
Первая, вторая и четвёртая части написаны в сонатной форме, третья ― в сложной трёхчастной форме с трио.
Первая часть, в размере 4/4, начинается гармоническими фигурациями у альтов, поддержанными виолончелями и контрабасами, вслед за которыми у скрипок проводится главная партия:
Mozart 40.png
Музыка первой части отмечена влиянием фольклора. В частности, тема, очень близкая главной партии, звучит в танце чочек, популярном у жителей Сербии. «В самом этом факте, вообще говоря, нет ничего удивительного, — пишет Ю. А. Кремлёв, — поскольку славянский фольклор играл в музыкальном фонде венских интонаций серьезную роль»[1].
Медленная вторая часть в тональности ми-бемоль мажор и в размере 6/8.
Третья часть (менуэт), в тональности соль минор, имеет размер 3/4. Крайние разделы, в подвижном темпе со сложным ритмическим письмом, контрастируют со средним разделом (трио), написанным в одноимённой тональности соль мажор, где в более спокойном темпе происходит перекличка групп струнных и духовых (без кларнетов).
Финал симфонии написан в тональности соль минор, размер 4/4.
Объяснение:
Коротко о функциях дирижера в оркестре:
Ритмическая, синхронизирующая: жесты дирижера - это всегда ритмическая сетка отбивающая доли такта, смотря на руки дирижера оркестранты и певцы начинают, исполняют и заканчивают свои партии в едином ритме
Динамическая, музыкальная: руки дирижера указывают музыкантам динамику, громкие и тихие места, плавность и качество переходов, акценты и нюансы. В этом плане дирижер работает как огромное ухо или как многоканальный пульт звукорежиссера: именно он складывает общую динамическую картину произведения и выстраивает баланс между оркестровыми группами и отдельными инструментами
Эстетическая: задолго до репетиции дирижер изучает партитуру и придумывает исполнительскую концепцию, которая касается как указанных выше темпоритма и динамики так и более специфических вещей: создается интерпретация произведения, которую дирижер через оркестр должен донести до публики
Организационная: эта роль дирижера тоже очень важна. Музыканты, которые вчетвером собираются в гараже для того что бы поиграть рок на трех аккордах долгие часы проводят в спорах что как и зачем играть. Можете себе представить во что превратиться репетиция сотни разнохарактерных музыкантов, если у них не будет руководителя, человека, которые планирует как репетиционную работу, так и концертные выступления. Демократия в этих во как правило не работает, недаром одного из самых великих дирижеров XX века Герберта фон Караяна часто называли "Гитлером в музыке".
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Вля мажоре скачки терцовых тонов в теноре
реже используются скачки терцовых тонов в теноре. здесь, наоборот, при смене тесного расположения трезвучия на широкое в теноре образуется нисходящий скачок, а при смене широкого расположения на тесное скачок будет восходящим.
скачка в теноре лучше избежать, заменив одно из трезвучий другим видом аккорда.