Этимология слова «фактура» («обработка») в музыке, близкая значению этого слова в живописи и декоративно-прикладном искусстве, предполагает особого рода украшение голосов — орнаментирование, фигурную отделку, введение изобразительных моментов.
Само слово «фактура» возникло в музыке в связи с богатейшим развитием украшающих, звукописных и изобразительных элементов музыкальной ткани в XIX в. Музыкальный декор в произведениях XIX в. (а также и до XIX и в XX в.152) создавался в основном двумя фактурными явлениями — фигурацией и дублировкой. Последние и образуют фактурный рисунок голосов (который следует отличать от фактурных функций, определяющих назначение того или иного голоса в музыкальной ткани). Фактурный рисунок является достоянием главным образом инструментальной музыки и из нее переносится в вокальную сферу. Фигурации и дублировки получили интенсивное развитие в инструментализме барокко и классицизма, ярко обозначились в раннем клавирном стиле (например, у английских верджинелистов XVI в.). Однако наибольший интерес представляют фигурации и дублировки в музыке XIX в., потому что здесь их развитие достигло такого уровня индивидуализации, что рисунок фактуры определял уникальность, неповторимость произведения, наиболее непосредственно воплощал программный замысел, и заимствование фактурного приема было бы плагиатом.Фигурация (от figurare — придавать вид или форму, образовывать, делать — лат.; термин получил распространение с конца XVIII в.153) — фактурный рисунок голосов музыкальной ткани, имеющий три чистых вида: фигурация гармоническая, мелодическая, ритмическая, — и многочисленные смешанные комбинации. Гармоническая фигурация — движение голоса по звукам аккорда. Мелодическая фигурация — движение голоса по аккордовым и неаккордовым звукам различных видов (задержание, проходящий звук, вс звук, предъем, камбиата). Для мелодической фигурации существенна повторяемость звеньев фактурного рисунка, орнаментальный вид этого рисунка; повторяемость характерна и для
153 Слово «figure» указывает на связь с приемами риторики (употреблять фигуры, украшать речь фигурами
Тема: Музыка на мольберте. Композитор – художник.
Цель:
Развивать образное мышление обучающихся посредством художественных и музыкальных произведений.
Планируемые образовательные результаты.
Предметные: научатся слушать и анализировать музыкальное произведение М.К.Чюрлениса симфоническая поэма «Море», наблюдать в музыкальных произведениях примеры содружества несколько видов искусства; получат возможность развивать вокальные и исполнительские формировать певческие навыки (звуковедение, дыхание, артикуляция, интонирование), исполнение песни «Я рисую этот мир», муз. А.Ермолова.
Личностные: понимают границы собственного знания и «незнания»; осознают необходимость самосовершенствования; оценивают результаты деятельности.
Метапредметные (универсальные учебные действия).
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
20 вставьте названия нудных нот , чтобы узнать фамилии известных музыкантов 1) певица полина 2)певец фёдр ша пин 3)певец хосе кар рас 3)певица тамара нявский 4) певец евгений несте нко 5)пианист сергей нский 6)дирижёр владимир фе сеев 7)певец пласидо нго
2)певец Фёдр Ша ЛЯ пин
3)певец Хосе КарРЕ рас
3)певица Тамара СИнявский
4) певец Евгений Несте РЕ нко
5)пианист Сергей ДОРЕнский
6)дирижёр Владимир Фе ДО сеев
7)певец Пласидо ДОМИнго