Оценивая соотношение выразительного и изобразительного в музыке, надо иметь в виду, во-первых, что они «в музыке обычно существуют не порознь, а вместе». Выражение того или иного настроения или характера может сопровождаться какими-либо изобразительными деталями, а музыкальное изображение не бывает не окрашено в тот или иной эмоциональный тон (это может зависеть от объективных причин: поезд, который везет пионеров к «Зимнему костру», и поезд, под который сейчас бросится Анна Каренина, стучат по-разному; но причины могут быть и субъективными: море у Римского-Корсакова волнуется иначе, чем у Дебюсси, а птицы поют иначе, чем у Мессиана). Во-вторых, выразительность и изобразительность в музыке принципиально неравнозначны: будучи искусством прежде всего выразительным, музыка сплошь и рядом обходится без ясно слышимых признаков изобразительности, но, напротив, сколь бы яркой и важной ни была изобразительная сторона, выразительность остается непременным эстетическим требованием. Так что «уровень изобразительности» может быть и выше, и ниже, но «уровень выразительности» всегда должен быть высок, — иначе это плохая
Токка́та (итал. toccata от toccare — трогать, касаться) — инструментальная пьеса быстрого, чёткого движения равными короткими длительностями.
Фу́га (лат. fuga «бег» от лат. fugere «бежать», «убегать») — композиционная техника и форма полифонической музыки, где общая мелодическая линия многоголосого произведения «перебегает» из одного его голоса в другой.
Полифо́ни́я (лат. polyphonia, др.-греч. πολυφωνία — буквально «многозвучие», от др.-греч. πολυ-, πολύς — «много» + др.-греч. φωνή — «звук») — склад многоголосной музыки, определяющийся функциональным равноправием отдельных голосов (мелодических линий, мелодий в широком смысле) многоголосной фактуры.
Контрапу́нкт (лат. punctum contra punctum, punctus contra punctum — нота против ноты, буквально — точка против точки) — изначально в музыке: одновременное сочетание двух или более самостоятельных мелодических голосов. Музыкальным термином «контрапункт» (метонимически) ныне пользуются также литературоведы, искусствоведы и журналисты для определения двух или более одновременно происходящих событий.
Хора́л (лат. choralis <подразумевается cantus choralis — хоровое пение>, от др.-греч. χορός — хор, первоначально — хоровод, сопровождающийся пением) — многозначный музыкальный термин.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Скажите (дату, что он собирал, что он издавал и звание его)пятницкого митрофана ефимовича
Пятницкий родился 21 июня (3 июля) 1864 года в семье священника[2]. Учился в Воронежском духовном училище. Одновременно с учёбой брал уроки пения у Льва Михайловича Образцова, а позднее, уже в Москве, у Камилло Эверарди[3]. Его брат Сергей Ефимович стал священником, в начале XX века он служил в селе Козловка (ныне Бутурлиновский район Воронежской области). Митрофан Ефимович несколько раз приезжал к брату в гости записывать на фонограф русские народные песни[4].
В Москву приехал в 1897 году, с 1899 года поселился в Большом Боженинском переулке, 11[5]. С 1899 по 1923 год работал делопроизводителем в одной из московских больниц. Увлечённость народным музыкальным творчеством привела его в 1902 году к созданию ансамбля народной песни. Певицы ансамбля: П. В. Козимовская, М. А. Шевченко, Р. А. Кондра, певец-бандурист В. К. Шевченко.
Могила Митрофана Ефимовича на Новодевичьем кладбище МосквыС 1903 года — член музыкально-этнографической комиссии при Императорском обществе любителей естествознания, антропологии и этнографии; вёл научно-этнографическую работу. Посетил много деревень (главным образом, воронежских), записал много песен от крестьян; только на фонографе он записал около 400 народных песен, часть которых была опубликована в 1904 и 1914 годах. М. Е. Пятницкий не ограничивался только собиранием песен и инструментальных наигрышей, он собрал коллекции народных инструментов и костюмов. В годы Первой мировой войны служил в одной из московских больниц, куда поступали раненые солдаты и другие нижние чины. Из их числа М. Е. Пятницкий создал так называемый «хор инвалидов» (в числе поющих действительно были воины-инвалиды, георгиевские кавалеры, а также и медперсонал). Многие участники хора, зачастую малограмотные и неграмотные крестьяне в впервые изучили нотную грамоту и приобщились к хоровому пению.
Первоначально Пятницкий записывал песни в своём родном селе Александровка, затем сгруппировал их в жанровые разделы, относящиеся к определённой песенной традиции, и опубликовал в 1904 году в своем первом сборнике «12 русских народных песен (Воронежской губернии Бобровского уезда)». 1904, 1910, 1920, 1925 годы — это годы, посвящённые наиболее плодотворным этнографическим поездкам.
«Народная песня, — говорил М. Е. Пятницкий, — эта художественная летопись народной жизни, к глубокому сожалению вымирает с каждым днем… Деревня начинает забывать свои прекрасные песни… Народная песня исчезает и её надо
В 1910 году М. Е. Пятницкий создал хор из народных певцов Воронежской и Рязанской губерний, который впоследствии был назван его именем.
В 2 марта 1911 года хор впервые выступил в Москве в зале Благородного собрания[5].
С 1921 по 1925 годы М. Е. Пятницкий преподавал пение в Третьей студии МХАТ (ныне — Театр им. Е. Б. Вахтангова) и на протяжении всей своей жизни являлся бессменным руководителем хора.
Умер Митрофан Ефимович 21 января 1927 года; похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве[5].
Память[править | править вики-текст]В Воронеже в честь музыканта названа улица и установлен памятник на проспекте Революции. В с. Александровка Таловского района Воронежской области работает Александровский народный музей М. Е. Пятницкого[7]. В 1986 году на киностудии «Мосфильм» снят двухсерийный фильм о жизни и творческом пути М. Е. Пятницкого «Певучая Россия»[8].
Награды[править | править вики-текст]Заслуженный артист Республики (1925)