Современность в музыке - субъективное понятие. Если попросить людей сказать, какая по их мнению музыка может считаться современной, мы получим совершенно разные ответы. Поэтому предлагаю порассуждать: что же такое современная музыка?
К какой музыке люди прибегают чаще всего? К той, которая им нравится, которая отвечает их мыслям и переживаниям, в которой можно найти поддержку и опору в трудную минуту. Наибольшее количество прослушиваний получают песни и музыкальные произведения, которые раскрывают вечные образы, поднимают темы, которые всегда актуальны: темы любви, дружбы, войны, предательства... На мой взгляд, именно такая музыка является современной. Более того, она является таковой для всех поколений: она была современной долгое время назад, когда ее только сочиняли, она является современной и сейчас, поскольку отвечает потребностям людей современности. Музыка может быть написана много веков назад или совсем недавно, и она все равно будет современной для человека, если он нашел в ней то, что искал. Таким образом, к таким музыкальным произведениям возвращаются вновь и вновь, даруя им вечную жизнь. Ведь пока о музыке помнят, ее слушают и ее мотив напевают, она живет.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Музыкальный анализ произведения моцарт симфония номер 40 много
Первая часть начинается как бы с полуслова: взволнованной, прерывистой, словно чуть-чуть задыхающейся мелодией скрипок. Глубоко выразительная, искренняя, как будто молящая, мелодия — главная партия сонатного аллегро — родственна упомянутой арии Керубино. Сходство увеличивается благодаря тому, что развивается главная партия необычайно широко, на большом дыхании, подобно оперной арии. Побочная тема исполнена меланхолии, лиризма, в ней и мечтательность, и покорность, и тихая грусть. Разработку открывает короткая жалобная мелодия фаготов. Появляются отрывистые, резкие возгласы, мрачные, тревожные, скорбные интонации. Разворачивается бурное, полное драматизма действие. Реприза не приносит успокоения и просветленности. Напротив: она звучит еще напряженнее, так как побочная тема, ранее звучавшая в мажоре, здесь окрашивается в минорные тона, подчиняясь общей тональности части.
Во второй части господствует мягкое, спокойно-созерцательное настроение. Тем не менее Моцарт, как и в предшествующих симфониях, использует здесь сонатную форму. Альты с их своеобразным, чуть придушенным тембром запевают ласковую мелодию — главную тему. Ее подхватывают скрипки. Побочная тема — порхающий мотив, постепенно завладевающий оркестром. Третья, заключительная тема — снова певучая мелодия, полная печали и нежности, звучащая сначала у скрипок, а затем духовых. В разработке вновь появляется взволнованность, неустойчивость, тревога. Но здесь это — лишь миг. Реприза возвращает к светлой задумчивости.
Третья часть — менуэт. Но не жеманный или изысканный придворный танец. В нем проступают черты маршевости, хотя и свободно претворенной в трехдольном танцевальном ритме. Его мелодия, решительная и мужественная, интонируется скрипками и флейтой (на октаву выше) с аккомпанементом полного состава оркестра. Только в трио, написанном в традиционной трехчастной форме, появляются прозрачные пасторальные звучания с мягкой перекличкой струнных и деревянных инструментов.
Стремительный финал лишен обычной для заключительных частей классических симфоний жизнерадостности. Он продолжает временно прервавшееся драматическое развитие, столь яркое в первой части, и доводит его до кульминации, центральной в симфонии. Первая тема финала — напористая, взлетающая вверх с большой внутренней энергией, словно разворачивающаяся пружина. Побочная тема, мягкая, лирическая, вызывает ассоциации и с побочной темой первой части и с начальной мелодией анданте. Но появление ее кратковременно: лирику сметает вновь закружившийся вихрь. Это заключение экспозиции, которое переходит в бурную, мятущуюся разработку. Тревога, волнение, захватывают и репризу финала. Лишь заключительные такты симфонии приносят утверждение