Д.Д. Шостакович. Симфония №7. 1 часть.
1. Где написана большая часть симфонии №7?
а) в Москве; б) в Ленинграде; в) в Куйбышеве.
2. Сонатная форма состоит из а) коды, экспозиции, репризы; б) экспозиции, разработки; в) экспозиции, разработки, репризы.
3. Главная и побочная партии - это а) образ Родины; б) образ нашествия; в) образ врага.
4. Музыкальная форма темы нашествия - а) вариации; б) рондо; в) сонатная.
5. Раздел, который строится на противопоставлении и контрасте основных тем- а ) реприза; б) экспозиция; в) вступление.
6. Реприза - это а) мечта о мире; б) реквием жертвам войны; в) борьба добра и зла.
7. Теме нашествия противостоит а) образ тоски; б) образ решительности; в) образ родины.
8. Побочная партия репризы - это а) “пляска ученых крыс под дудку крысолова”; б) картина мира; в) походка человека, сраженного горем.
9. Эпизод нашествия – это а) образ врага; б) образ Родины; в) борьба добра и зла.
10. Какой раздел воплощает мечту о мире? а) реприза; б) экспозиция; в) кода.
11. В каком году была закончена симфония? а) 1941; б) 1942; в) 1945.
12. Основной жанр, в котором работал Шостакович: а) симфония; б) балет; в) кантата.
13. Седьмая симфония «Ленинградская» Шостаковича рассказывает о: а) борьбе Советского Союза с фашизмом в Ленинграде; б) истории Ленинграда; в) революции в Ленинграде.
14. Музыка главной партии из экспозиции: а) танцевальная, светлая, радостная; б) величественная, быстрая, стремительная; в) героическая, величественная, энергичная, мужественная.
15. Музыка побочной партии из экспозиции: а) лирическая, певучая, светлая, тихая, плавная, спокойная; б) грустная, печальная, траурная; в) маршеобразная, мужественная, величественная.
16. Первую часть симфонии завершает а) кода; б) разработка; в) реприза.
17. Вместо разработки звучит а) тема фашистского нашествия; б) тема страдания; в) тема сопротивления
18. Строится на интонациях главной и побочной партий а) тема наступления; б) тема сопротивления; в) тема войны.
Объяснение:
Если поэт попросит композитора написать музыку на его стихи, как вы думаете, какое музыкальное произведение родится?
А если использовать сюжет сказки, рассказа, повести для создания музыкального произведения?
(Опера, балет:)
- Можете привести примеры таких произведений?
("Щелкунчик", Э. Гофман, П. И. Чайковский; "Сказка о царе Салтане",
А. С. Пушкин, Н. А. Римский-Корсаков; "Снегурочка", А. Н. Островский,
Н. А. Римский-Корсаков; "Спящая красавица", Ш. Перро, П. И. Чайковский.)
Фаза осмысления.
Дети садятся за столы.
1. - Сегодня мы вспомним историю Орфея и Эвридики.
К какому литературному жанру относится это произведение?
(К мифу.)
На доске: "Орфей и Эвридика". Миф.
Учитель музыки:
- В этом сюжете постоянно присутствует музыка, и история Орфея и Эвридики сыграла особенную роль в музыкальном искусстве. Первой оперой была "Эвридика" Якопо Пери 1600 год, затем оперу "Эвридика" написал Каччини (Аве Мария его самое известное произведение), 1607 год Монтеверди опера "Орфей". Совсем недавно российский композитор Журбин написал рок-оперу "Орфей и Эвридика". Но самая знаменитая опера на этот сюжет принадлежит композитору Кристофу Виллибальду Глюку, чей портрет вы видите на доске.
(Портрет на доске.)
На доске: "Орфей и Эвридика". Миф. Опера.
Учитель литературы:
2. - Вы ещё не знакомы с оперой "Орфей и Эвридика", но миф уже прочитали.
Какие чувства у вас вызвал этот миф, эта история?
(ответы.)
3. - Главный герой - Орфей. Он счастлив?
(Да, когда он с Эвридикой.)
- Что сделало его несчастным?
(Потеря Эвридики.)
- Как переживал своё горе Орфей?
Как воздействовала музыка Орфея на окружающий мир (природу, зверей, птиц)?
Текст, с. 17, 2-ой абзац.
Учитель музыки: (на ковре)
Учащиеся разделены на 3 группы. Сначала слушают музыку, а затем заполняют таблицу и обсуждают выполненное задание.
4. - А сейчас давайте послушаем самый знаменитый фрагмент из оперы. (Предлагаю детям расположиться на ковре). Он инструментальный, то есть, слов нет, но этот музыкальный отрывок стал знаменитым именно потому, что в его интонациях слышен смысл, содержание этого мифа. Давайте послушаем, попытаемся понять, о чем эта музыка (Прослушивание 30 секунд).
(ответы: Мелодия с длинными звуками, она льется, как плач, но очень нежный и выразительный. Мне кажется, здесь слышна тоска Орфея, как он хотел вернуть Эвридику).
- Послушаем еще раз, и обратим внимание, как проявились здесь средства музыкальной речи.
Повторное прослушивание, затем заполнение кругового плана анализа. Обсуждение по группам.
Учитель музыки:
- Говорят, что мелодия - душа музыки. Каковы особенности мелодии?
(1 группа. Мелодия с длинным дыханием, много длинных звуков, очень красивы переливы. Нет больших скачков, чувствуем переживания Орфея.)
- Очень важна окраска музыкального звука. Вторая группа, что скажете о тембре?
(2 группа. Это духовой инструмент, в высоком регистре, нам кажется, что это флейта. Ее звучание нежно и в то же время немного тоскливо.)
- А что вы можете сказать о динамике музыки в этом отрывке?
(3 группа. Здесь нет яркого, громкого форте - мелодия звучит довольно тихо, но насыщенно. Вся мелодия как бы парит над сопровождением, она в высоком регистре.)
- И все же, даже разобравшись с элементами музыкального языка, мы не поймем самого главного: как получилась такая необыкновенная музыка. Самое главное в ней то, что называют словом интонация. Это смысл музыки, в котором человек передает свое отношение к миру, свои чувства и переживания так, что нам не нужны слова для понимания.

Множественный выбор в каждой позиции.
- Длинная мелодия, как нескончаемо горе Орфея; одинокая флейта, как одинок Орфей; красивая мелодия, как красиво само чувство любви. Композитор говорил, что в создании музыки стремился к "прекрасной простоте".
Учитель литературы:
- Орфей отправляется на поиски Эвридики.
Где он ищет свою жену?
(В подземном царстве Аида.)
- "Вот от противоположного берега отделилась лодка: перевозчик мёртвых, Харон, плыл за новыми пришельцами".
Текст, с. 17, 7-ой абзац.
Соглашается Харон перевезти Орфея на другой берег Стикса?
(Нет.)
- А почему всё-таки перевозчик мёртвых соглашается и нарушает закон?
(Звучит музыка.)
- Как звучит музыка Орфея? Найдите в тексте прилагательные, наречия, глаголы, которые описывают, говорят, как звучит музыка.
Текст, с. 18, 3-ий абзац.
- Жалобные, печальные и нежные звуки, но насколько велико было их воздействие!
Учитель музыки:
6. -Слушаем другой фрагмент ("Хор фурий" - не говорить названия фрагмента).
Как вы думаете, где происходит действие?
(В подземном царстве.)
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Сочинение рассуждение зачем нужны песни на войне