Музыкальный стиль Шопена отличается редким единством. Разумеется, развиваясь непрерывно на протяжении почти четверти века, его творчество через несколько различных фаз. Путь между его первым опусом («Рондо», 1825) и «Баркаролой» (1846) знаменует чуть ли не целую эпоху — от наивных фортепианных сочинений начала XIX века до изысканных звучаний, предвосхищающих пианизм Дебюсси. Можно без труда наметить несколько стадий: а) ранний, варшавский период; б) рубеж 1829—1831 годов; в) парижский период до «Прелюдий»; г) 40-е годы, отмеченные тяготением к симфонизированным, крупномасштабным формам; д) самые последние годы. И все же между произведениями Шопена 20-х и 40-х годов нет того резкого различия, какое характеризует, например, музыкальный стиль и язык раннего и позднего Бетховена или инструментальный стиль раннего и позднего Шуберта. Шопен очень скоро нашел свою собственную, «глубоко индивидуальную систему интонирования» (Асафьев), которая прежде всего и определила своеобразие его музыкального стиля в целом. «Шопеновская интонация», органичная и неповторимая, пронизывает все произведения польского композитора, живущие в современном репертуаре, и позволяет мгновенно определить их авторство, независимо от того, создавались ли эти произведения в юношеские годы или в самом конце творческого пути. Можно говорить об усовершенствовании, об усложнении стиля Шопена, о все расширяющемся круге образов, о более богатом и углубленном эмоциональном содержании его музыки. И тем не менее все его произведения спаяны едиными господствующими стилистическими признаками.
Katkova
25.09.2021
Интервалы количественной величиной более восьми ступеней (от ноны до квинтдецимы) называются составными.
Обозначим их качественную величину (в скобках указан интервал, который нужно построить через октаву для того, чтобы получить нужный интервал): м.9 (м.2 через октаву): 13 пт (полутонов) б.9 (б.2 через октаву): 14 пт м.10 (м.3 через октаву): 15 пт б.10 (б.3 через октаву): 16 пт ч.11 (ч.4): 17 пт ч.12 (ч.5): 19 пт м.13 (м.6): 20 пт б.13 (б.6): 21 пт м.14 (м.7): 22 пт б.14 (б.7): 23 пт ч.15 (двойная октава): 24 пт
То есть построить данные интервалы можно как минимум двумя 1) отсчитать данный в скобках интервал, перед этим отложив октаву от исходного звука; 2) двигаться от исходного звука по полутонам (или по тонам, зная, что 1т=2пт или 1пт=0,5т). При этом не забываем, что в первую очередь отсчитываем ступени, и лишь затем ставим нужный знак альтерации (или не ставим).