Оливье́ Эже́н Шарль Проспе́р Мессиа́н (фр. Olivier Eugène Charles Prosper Messiaen [ɔliˈvje mɛˈsjɛ̃]}; 10 декабря 1908, Авиньон — 27 апреля 1992, Клиши-ла-Гаренн) — французский композитор, теоретик музыки, педагог.
ТВОРЧЕСТВО
В теоретических трудах («Техника моего музыкального языка», 1944; «Трактат о ритме», 1948) сформулировал собственные новые и сложные композиционные принципы. В сочинениях Мессиана нашли отражение теологические идеи и искания (фортепианный цикл «Двадцать взглядов на младенца Иисуса», оркестрово-хоровое сочинение «Три маленькие литургии божественного присутствия», оба — 1944), изучение традиций неевропейских культур — индийской, японской, латиноамериканской (симфония «Турангалила» и др.), увлечение орнитологией, особенно изучение голосов птиц («Каталог птиц» для фортепьяно, тетради 1—7, 1956—1958, и др.).
Первый опыт сериализма в музыке — пьеса Мессиана «Лад длительностей и интенсивностей» (фр. Mode de Valeurs d’Intensites, 1949, из цикла «Четыре ритмических этюда», Quatre études de rythme). Вся музыка представляет собой последовательность серий из определенных нот, длительностей этих нот и их же громкости — и ни один из элементов серии не может повториться, пока не проиграются все остальные. Идея была подхвачена композиторами Дармштадтской школы. В определённом смысле эта пьеса осталась в творчестве Мессиана особняком — как радикальный творческий эксперимент.
Автор монументальной оперы «Святой Франциск Ассизский» (1983). Концертировал как органист и пианист (исполнитель собственных сочинений); блестящий импровизатор. Он расширил симфонию на 10 частей
его музика
1928 — Евхаристическая трапеза (Le banquet eucharistique)
1930 — Забытые приношения (Les offrandes oubliées)
1931 — Гроб сияющий (Le tombeau resplendissant)
1932 — Гимн святому причастию (Hymne au Saint Sacrement)
1933 — Вознесение. 4 размышления (L’Ascension)
1948 — Турангалила-симфония (Turangalîla-Symphonie) с фп., волны Мартено
1953 — Пробуждение птиц (La réveil des oiseaux) с фп.
1956 — Экзотические птицы (Les oiseaux exotiques) с фп., ударными
1960 — Хронохромия (Chronochromie)
1963 — Семь хокку (Sept haïkaï) с фп.
1963 — Цвета града небесного (Couleurs de la cité céleste) с фп.
1963 — Чаю воскресения мёртвых (Et exspecto resurrectionem mortuorum) для дух. орк. и ударных
1974 — Из ущелий к звездам (Des canyons aux étoiles) с фп.
1986 — Витраж и птицы (Un vitrail et des oiseaux) с фп.
1987 — Город в вышних / Вышнеград (La Ville d’en haut) для фп., духовых и ударных
1989 — Улыбка (Un sourire)
1991 — Концерт для четырёх / Четверной концерт (Concert à quatre) для фп., флейты, гобоя и виолончели с оркестром
1992 — Озарения потустороннего / Свет нездешний (Éclairs sur l’au-delà)
Камерно-инструментальная музыка
1932 — Тема с вариациями (Thème et variations) для скр. и фп.
1941 — Квартет на конец времени (Quatuor pour la fin du temps) для скр., кларнета, влч., фп.
1950 — Чёрный дрозд (Le merle noir) для флейты и фп.
Для фортепиано
1928—1929 — 8 прелюдий (8 préludes)
1932 — Фантазия-бурлеска (Fantaisie burlesque)
1935 — Пьеса на гробницу Поля Дюка (Pièce pour le tombeau de Paul Dukas)
1943 — Рондо (Rondeau)
1944 — Двадцать взглядов на младенца Иисуса (Vingt regards sur l’enfant Jesus)
1949 — Кантейоджайя. Ритмический этюд (Cantéyodjayâ)
1949—1950 — Четыре ритмических этюда (Quatre études de rythme):
если нетак изменю
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
1)глинка. музыка, особенности направления, даты, основные произведения, что характерно для муз. языка. 2)бетховен. соната №8. разбор произведения, дата, сюжет, о музыке. билет№8 1)глинка. 2)бетховен. соната №8.
Билет №8
М.И. Глинка.
(1804 - 1857)
Родился в селе Ново
Дома у родных Глинки часто звучала музыка. Глинка в детве был очень слабым и болезненным ребенком.
Глинка учился игре на скрипке одного из крепостных музыкантов. В 1825 году пишет романс «Бедный певец» и элегию «Не искушай».
В 1830 году Глинка уезжает за границу.
1834 г. - Глинка возвращается обратно в Россию и начинает писать патриотическую оперу «Иван Сусанин».
27 ноября 1836 года состоялась премьера оперы на сцене Большого театра в Петербурге. После оперы «Иван Сусанин» Глинка начинает работу над оперой «Руслан и Людмила».
Опера «Руслан и Людмила2 М.И. Глинки - первая русская сказочно-эпическая опера.
С творчества Глинки начался классический период русской музыки. Он первый из русских композиторов достиг высшего, до того времени мастерства в сочинение музыки. Он доводит до совершенства существующие в то время жанры.
Основные произведения:
- опера «Иван Сусанин»;
- опера «Руслан и Людмила».
Сочинил 80 романсов и песен.
Симфонические увертюры:
- «Вальс-фантазия»;
- «Камаринская»;
- «Ночь в Мадриде»;
- «Арагонская охота».
Глинка умирает в 1857 году в Берлине.
Л. Бетховен. Соната №8. (патетическая)
Патетика - возвышенный, взволнованный, страстная.
Тональность - до минор.
Соната №8 Людвига ван Бетховена была написана в Вене в 1798-1799 годах. Бетховену тогда 29 лет, и уже тогда он замечал за собой первые признаки глухоты.
Впервые опера была опубликована в 1799 года под названием «Большая патетическая соната». И посвящена она была Карлу Лихновскому, одному из венских покровителей Бетховена.
Соната состоит из 3 частей.
- 1 часть - важная, тяжеловесная;
- 2 часть - медленная, спокойная;
- 3 часть - рондо.
В первой части - Судьба и человек. Между ними идёт страстный диалог, в душе у человека идёт напряжённая борьба - борются слабость и воля к победе над своей Судьбой.
Во второй части - Природа и человек. Отдых на лоне природы. Природа и человек сливаются воедино, в душе человека крепнут героические чувства.
В третьей части - эмоции поэтической печали (оминоренная народная песня), журчание воды, народный танец, сцена грозы с громом и сверкающими молниями. Жизнь многообразна, решение принято: человеку нужно быть сильным, волевым и бороться со своей Судьбой.