бетховену посчастливилось родиться в эпоху, которая как нельзя лучше соответствовала его натуре. это эпоха, богатая великими общественными событиями, главное из которых – революционный переворот во франции. великая французская революция, ее идеалы оказали на композитора сильнейшее воздействие – и на его мировоззрение, и на творчество. именно революция дала бетховену основной материал для постижения «диалектики жизни».
идея героической борьбы стала важнейшей идеей бетховенского творчества, хотя далеко не единственной. действенность, активное стремление к лучшему будущему, герой в единстве с массами – вот что выдвигается композитором на первый план. идея гражданственности, образ главного героя – борца за республиканские идеалы роднят творчество бетховена с искусством революционного классицизма (с героическими полотнами давида, операми керубини, революционной маршевой песней). «наше время нуждается в людях, мощным духом» – говорил композитор. показательно, что свою единственную оперу он посвятил не остроумной сюзане, а мужественной леоноре.
однако не только общественные события, но и личная жизнь композитора способствовала тому, что героическая тематика выдвинулась на первое место в его творчестве. природа одарила бетховена пытливым, деятельным умом философа. его интересы всегда были необычайно широкими, они распространялись на политику, , религию, философию, естественные науки. поистине необъятному творческому потенциалу противостоял страшный недуг – глухота, способная, казалось бы, навсегда закрыть путь к музыке. бетховен нашел в себе силы пойти против судьбы, и идеи сопротивления, преодоления стали главным смыслом его жизни. именно они «выковали» героический характер. и в каждой строчке бетховенской музыки мы узнаем ее творца – его мужественный темперамент, несгибаемую волю, непримиримость к злу. густав малер сформулировал эту мысль следующим образом: «слова, будто бы сказанные бетховеном о первой теме пятой симфонии – «так судьба стучится в дверь»… для меня далеко не исчерпывают ее огромного содержания. скорее, он мог бы сказать о ней: «это я».
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Объяснить смысл высказывания: 1) "музыка моцарта переступила пределы своего времени. она обращена назад - к баху и вперёд - к бетховену, шопену, верди и даже к вагнеру. " л. бернстайн