Золушка — балет в трёх актах Сергея Прокофьева . Либретто по сюжету одноимённой сказки Шарля Перро. Переложение для фортепиано в 2 руки сделал Л. Т. Атовмян. 26 июня 1946 года за этот балет композитор был награждён Сталинской премией.
Акт первый
В доме злой мачехи она сама и две её дочери Худышка и Кубышка примеряют шаль. Появляется Золушка. Она вспоминает свою умершую мать. Пытается найти утешение у отца, но тот полностью под влиянием своей новой жены. В дом приходит нищенка. Сёстры гонят её, но Золушка тайком приглашает старушку отдохнуть и кормит её. Мачеха и сёстры готовятся к отъезду на королевский бал. Они примеряют новые наряды. Учитель танцев даёт неуклюжим сёстрам последний урок перед балом. Наконец мачеха и сёстры уезжают. Золушка остаётся одна. Она мечтает о бале и танцует в одиночестве. Возвращается нищенка. Внезапно она преображается — это фея, которая наградит Золушку за её доброе сердце. С фей времен года Золушка снаряжается на бал. Единственное условие — в полночь она должна оттуда уйти.
Акт второй
Во дворце в полном разгаре королевский бал. Танцуют дамы и кавалеры. Приезжает мачеха с сёстрами. Сёстры привлекают внимание своей неповоротливостью. Появляется принц. Гости танцуют мазурку. Торжественная музыка сопровождает прибытие таинственной незнакомки. Это Золушка. Принц восхищён ею и приглашает на танец (большой вальс). Сёстры пытаются привлечь внимание принца (дуэт с апельсинами), но безуспешно. Принц не отходит от Золушки. Они не замечают, как бежит время. Внезапно романтический вальс-кода прерывается боем часов. Наступила полночь. Золушка убегает, потеряв хрустальную туфельку, которую поднимает принц.
Акт третий
Принц в отчаянии. С сапожников он примерил туфельку всем дамам королевства, но она никому не подходит. Принц отправляется на поиски незнакомки в далекие страны, но безуспешно. А в доме мачехи Золушка всё так же занята домашними делами и вспоминает о бале. Вдруг приезжает принц. Он требует, чтобы все женщины померили туфельку. Но тщетно сёстры, а затем и мачеха пытаются надеть туфельку — она им безнадёжно мала. Заметив Золушку, принц предлагает примерить туфельку и ей. Золушка отказывается, но затем у неё из кармана выпадает вторая туфелька. Принц заглядывает в лицо девушке — это его любимая. Теперь ничто не разлучит их.
1.
Оба приведенных образа относятся к церковной тематике, которая позиционирует их как нечто возвышенное, можно даже сказать «неземное». Что же, надо отметить, что оба гения искусства прекрасно справились с поставленными задачами, так как при первом же знакомстве с каждым образом возникает действительно ощущение того, что пришлось столкнуться с чем-то настолько величественным, что просто дух захватывает. Кроме того, в этих образах передается образ чистоты и непорочности, они превозносятся над всеми низменностями
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
На какой ступени образуется уменьшенное трезвучие?
Название этого трезвучия связано с тем, что между его крайними звуками — уменьшенная квинта. Строится уменьшенное трезвучие на тех же ступенях, что и тритон уменьшенная квинта:
в натуральном мажоре — на VII ступени,
в гармоническом мажоре — на VII и II ступенях,
в натуральном миноре — на II ступени,
в гармоническом миноре — на II и VII ступенях.
Разрешается встречным движением голосов в терцию. При этом существуют разные удвоения одного из звуков терции. Мы рассматриваем вариант удвоения нижнего звука:
Для построения уменьшенного трезвучия от звука необходимо построить две малые терции, при этом между крайними звуками образуется уменьшенная квинта.
Пример от звука ре:
Далее надо "вычислить " тональности мажора и минора, где этот звук является VII и II ступенями: ми-бемоль мажор (натуральный), ми-бемоль минор (гармонический), до мажор (гармонический), до минор (натуральный). Затем надо разрешить уменьшенное трезвучие в каждую из этих тональностей:
В классической музыке уменьшенное трезвучие применяется чаще не в основном виде, а в виде секстаккорда.