«Космический пейзаж»
2017 год
Человека издавна влекли к себе высокое небо, загадочные дали Космоса, Вселенной. Уже в древности русский народ в сказках мечтал о полётах.
Начиная с 19 века о полётах на другие планеты, пришельцах из космоса, космических войнах рассказывали писатели-фантасты.
В далёком известные учёные считали, что движение небесных тел создаёт прекрасную музыку, а весь космос представляет для них гармонически устроенное и музыкально звучащее тело. По их общему мнению солнце, луна и звёзды издают прекрасную музыку, хотя люди её и не слышат.
Воображение композиторов не могло остаться равнодушным к чарующим красотам звёздного неба. Меня тоже заинтересовала тема космоса, поэтому тема моего проекта «Космический пейзаж в музыке».
Цель: выяснить, какая же она, музыка космоса, музыка других миров?
Это задачи моего проекта.
Изображение природы в искусстве никогда не было простым ее копированием. Природа в искусстве такова, какой видит её человек.
В настоящее время многие композиторы сочиняют музыку, подражая звучанию Вселенной. Такая музыка получила название «космический пейзаж».
Первым создателем музыкального космического пейзажа был американский композитор 20 века Чарльз Айвз.
В пьесе «Вопрос, оставшийся без ответа», он создаёт космический пейзаж с привычных инструментов симфонического оркестра, но мы слышим новую манеру изложения.
Композитор расслаивает разные типы музыкального материала. Небольшой камерный оркестр состоит из трёх групп: 4 флейты и солирующая труба, 7 раз интонирующая «вопрос». Струнные и флейты движутся в разных темпах, причём каждое вступление флейт проводится в более быстром темпе. Он сочетает одновременно разные ритмы в разном темпе, этот приём называется полистилистика.
Я представил, что струнные инструменты оркестра рисуют образ неизвестной планеты, деревянные духовые – образ космонавтов-исследователей?
Композитор не поставил точку. В заключительном варианте он назвал это сочинение: «Вопрос, оставшийся без ответа». ответ я нашёл в этих строках Михаила Ломоносова. Космос – это бездна. Можно ли изучить бездну? Поэтому композитор оставил вопрос без ответа.
В 1960 г. был изобретен первый отечественный музыкальный электронный аппарат АНС, названный так в честь русского композитора Александра Николаевича Скрябина.
Эдуард Артемьев пошел по пути, на который еще «не ступала нога» композитора, избрав главным объектом своего творчества звук — «сонор», «саунд».
В пьесе «Мозаика» для синтезатора, композитор создал образ пространства, образ космического пейзажа, образ Вселенной. Музыка словно погружает в некое пространство с неясно очерченными границами, это странная таинственная среда в сознании слушателя выступает как образ непознаваемого мира.
Композитор использует разные звуковые эффекты: гулы, шумы, звуковые волны, вибрирующие в пространстве, блики, пение-звук, шепот, хоровая краска, эффекты затухания, отражения, эха.
Композиторы, обращаясь к космической теме, создают музыку с синтезаторов. Музыканты группы «Спейс» всячески подчеркивали научно-фантастическую направленность своей музыки, часто выступая в сценических костюмах наподобие скафандров.
Я предлагаю послушать «космическую» музыку в исполнении группы «Спейс». Альбом «Magic Fly» стал хитом во всем мире.
«ЗОДИАК», латвийская электронная группа. Основной тематикой композиций являются космос и научная фантастика.
Группа произвела мгновенный, хотя и недолговечный, фурор на всей территории Советского Союза, выпустив пластинку «Диско Альянс».
Музыканты этой группы проводят параллели между музыкой и небосводом Вселенной. Оказывается, если посчитать звуки фортепианной клавиатуры, их будет 88 (52 белых и 36 чёрных клавиш), а небосвод вселенной также разделён на 88 секторов, которые в свою очередь распределены между 12 уровнями. За каждым уровнем закреплен знак Зодиака.
Изучив весь материал, я сделал вывод, что для меня космическая музыка - это музыка, вызывающая ассоциацию с фантастическими фильмами о полётах в космосе или заставляющая чувствовать себя как бы путешественником в межзвёздном пространстве.
Это может быть музыка разных жанров, стилей и направлений. Айвз создаёт космический пейзаж с инструментов симфонического оркестра, используя новую манеру изложения – полистилистику.
Мне больше нравятся композиции, с использованием электромузыкальных инструментов, синтезаторов, компьютеров. С необычных тембров этих инструментов, звуковых эффектов композиторы наиболее ярко создают образы космоса, внеземных цивилизаций.
ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ М.И.ГЛИНКИ:
* «Лирический альбом» Глинки и Павлищева, 1829
ОПЕРЫ:
* «Иван Сусанин» («Жизнь за царя») (1836)
* «Руслан и Людмила» (1837—1842)
СИМФОНИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ:
* Симфония на две русские темы (1834, окончена и оркестрована Виссарионом Шебалиным)
* Музыка к трагедии Нестора Кукольника «Князь Холмский» (1842)
* Испанская увертюра № 1 «Блестящее каприччио на тему Арагонской хоты» (1845)
* «Камаринская», фантазия на две русские темы (1848)
* Испанская увертюра № 2 «Воспоминания о летней ночи в Мадриде» (1851)
* «Вальс-фантазия» (1839 — для фортепиано, 1856 — расширенная редакция для симфонического оркестра)
КАМЕРНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ СОЧИНЕНИЯ:
* Соната для альта и фортепиано (неоконченная; 1828, доработана Вадимом Борисовским в 1932)
*Блестящий дивертисмент на темы из оперы Винченцо Беллини «Сомнамбула» для фортепианного квинтета и контрабаса
* Блестящее рондо на тему из оперы Винченцо Беллини «Капулетти и Монтекки» (1831)
* Большой секстет Es-dur для фортепиано и струнного квинтета (1832)
* «Патетическое трио» d-moll для кларнета, фагота и фортепиано (1832)
РОМАНСЫ И ПЕСНИ:
* «Венецианская ночь» (1832)
* Патриотическая песня (была официальным гимном Российской Федерации с 1991 по 2000 год)
* «Я здесь, Инезилья» (1834)
* «Ночной смотр» (1836)
* «Сомнение» (1838)
* «Ночной зефир» (1838)
* «В крови горит огонь желанья» (1839)
* Свадебная песня «Дивный терем стоит» (1839)
* Вокальный цикл «Прощание с Петербургом» (1840)
* «Попутная песня» (из цикла «Прощание с Петербургом»)
* «Жаворонок» (из цикла «Прощание с Петербургом»)
* «Признание» (1840)
* «Слышу ли голос твой» (1848)
* «Заздравный кубок» (1848)
* «Песнь Маргариты» из трагедии Гете «Фауст» (1848)
* «Мери» (1849)
* «Адель» (1849)
* «Финский залив» (1850)
* «Молитва» («В минуту жизни трудную») (1855)
* «Не говори, что сердцу больно» (1856)
* «Я помню чудное мгновенье» (на стихотворение Пушкина)
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Какие особенности характера персонажей подчеркнули композиторы в музыкальных образах своих опер?