В начале 80-х годов Лядов задумал написать несколько программных симфонических картин, использующих образы русских сказок. Воплощение этого замысла, как почти всегда у композитора, растянулось на долгие годы. Лишь в начале XX века появляется первая из задуманных пьес — «Баба-Яга», через несколько лет возникает «Волшебное озеро», и в 1909 году — «Кикимора», помеченная опусом 63. Ее первое исполнение состоялось 12 декабря 1909 года под управлением А. Зилоти.
В славянской мифологии Кикимора относится к злым богам. «Без привету, без радости глядит она, нечистая, на добрых людей; все бы ей губить, да крушить, все бы ей на зло идти, все бы миром мутить...» Очень подробно рассказывается о ней в «Сказаниях русского народа» И. Сахарова. В отличие от предшествующих пьес, этой предпослана развернутая программа, целиком почерпнутая из книги Сахарова: «Живет, растет Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору кот-баюн — говорит сказки заморские. Со вечера до бела света качают Кикимору во хрустальчатой колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонешенька, чернешенька та Кикимора, а голова-то у нее малым-малешенька, со наперсточек, а туловища не спознать с соломиной. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядет кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снует основу шелковую. Зло на уме держит Кикимора на весь люд честной».
andruhovich
03.04.2022
Вплоть до Великой Октябрьской социалистической революции народное искусство было оторвано от искусства профессионального. В наши дни взаимосвязь этих двух областей культуры значительно активизировалась. Получившие академическое образование художники участвуют в деятельности промыслов. Профессиональное искусство отбору из разнообразных традиций наиболее жизне черт, которые могут с успехом развиваться в творчестве современных народных мастеров. В свою очередь, народное искусство благотворно влияет на творчество художников-профессионалов. Еще прогрессивные ученые и общественные деятели столетия, такие, как Белинский, Чернышевский, Стасов, призывали деятелей профессиональной культуры oпереться в своих творческих исканиях на громадное наследие народного искусства. Творчество выдающихся русских писателей и музыкантов сформировалось именно в условиях такого тесного взаимодействия. Однако наиболее интенсивно процесс влияния народного искусства на формирование и развитие профессиональной культуры народов нашей страны протекает в последние полвека. Это особенно заметно на примере изобразительного и декоративного искусства тех союзных республик, профессиональное искусство которых возникло в советские годы.