Весна священная» – этапное, рубежное произведение, своей стилистической дерзостью оказавшее огромное влияние на всю последующую мировую музыкальную культуру. Казелла назвал балет «библией музыки ХХ века», а Ярустовский – «сосудом с настоем новых соков».
Замысел «Весны священной» возник у Стравинского в пору окончания «Жар-птицы». Воображению композитора представилась старуха-ведунья из языческих времен и обряд, который заканчивался принесением жертвы Весне. Этот замысел зрел, укреплялся и рос в сотрудничестве с Н. Рерихом, живописный дар которого в те годы воспевал язычество, «праславянство», «скифство» (увлечение, характерное для русского предреволюционного искусства, – Блока, Городецкого, Прокофьева).Первую часть («Поцелуй земли») открывает Вступление – весенняя пастораль. Далее идут хороводы и игры, чередующие образы девически застенчивые и по-мужски удалые (№ 25). Каждой образной сфере — девической, мужской, старцев — свойственны свои тематические формулы, типы фактурного движения, оркестровки. Эта часть заканчивается появлением Старейшего-Мудрейшего (№ 6) и сценой «Выплясывание земли» (№ 7).
Вторая часть («Великая жертва») переводит действие в план таинства. На смену хороводам приходит обряд. В нем первенство принадлежит старцам, весь род подчиняется их действиям. Они выбирают и приносят в жертву избранницу. Балет заканчивается «Великой священной пляской».
Драматургия балета эпическая – серия картин развивается по принципу контраста и объединяется общностью звуковых элементов.
Музыка «Весны священной» строится в драматургическом плане как два crescendo и имеет две кульминации – в конце первой части и в финале всего произведения. Сцены балета объединены общностью попевок, относящихся к весеннему календарному циклу. «Прорастая» из одного номера партитуры в другой, попевки создают все предпосылки для подлинно симфонического развития. Таким образом, «Весна священная» с большим основанием может рассматриваться скорее как своеобразная симфония, чем сюита. Напряженности музыкальных конструкций Стравинский достигает разными гетерофоническими сплетениями линий фактуры (Вступление), применением «расширенных» тоник («Весенние гадания»), полиладовыми и политональными наслоениями («Тайные игры девушек», «Игра умыкания», «Игры двух городов»). А главное, он развивает исходное тематическое образование средствами, сохраняющими и усиливающими эту динамическую неустойчивость, — в основном приемами вариантными, часто используя принцип осМузыкальный язык
В «Весне священной» два фактора музыкального мышления являются ведущими. Первый – это обращение спопевками: они сведены к простейшим, архаическим контурам – по сути, попевочным формулам. Второй фактор – ритм, необычайно действенный, подвижный, динамичный.
Тематизм «Весны священной» опирается на зазывные кличи веснянок, трихорды колядок, отдельные интонации свадебных песен. Стравинского интересуют не столько индивидуальные отличия попевок, сколько их типизация, сведение их к некоему формульному архетипу. Такой подход уже намечался в творчестве русских классиков. Стравинский идет еще дальше, а главное – превращает этот прием в творческий принцип. Однако формульность не приводит к омертвению попевок. Напротив, они расцветают и оживают в интонационной среде «Весны священной». Так, попевка вступления буквально прорастает из начального интонационного зерна, ее звенья ритмически растягиваются, сжимаются, переставляются, образуют неожиданные гетерофонические звуковые сплетения, политональные сочетания.
Ритм в «Весне священной» из фактора, обычно подчиненного, превращается в фактор первостепенный, определяющий – рисует ли Стравинский пробуждение земли, или плетет хороводы, или придает ритму заклинательную функцию в «Выплясывании земли» и особенно в Великой священной пляске. Ритм опрокидывает «барьер» тактовой черты, дышит в свободно чередующихся размерах, образует сложную полиметрическую вязь.тинатности.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Прослушав курс музыкальной литературы, я стал лучше - и сознательно! - разбираться в музыке, теоретической её части. Композиторы и их творчество: оперы, балеты, симфонии, концерты... Всё стало более понятным, доступным и, как следствие, любимым. Без сомнения, и тут появились приоритеты: любимый композитор, любимая симфония, неподражаемая опера и пр. У меня, в общем-то, несколько любимых композиторов: Скрябин, Гайдн, Чайковский, Бетховен, Бородин, Рахманинов... Да, все они особенные, но выделить из этого круга хочется особенно лишь Чайковского.
Для начала - небольшая биографическая справка: П.И.Чайковский родился в 1840 г. в семье инженера в Воткинске, на Урале. Когда ему было десять лет, родители отдали его в Училище правоведения, тогда их семья переехала в Петербург. В этом городе Чайковский начал всерьёз заниматься музыкой. И в 1862 г. он поступил в только что открывшуюся Петербургскую консерваторию. Он хотел стать композитором. Его педагогами стали Н.Заремба и А.Рубинштейн. Друзьями Чайковского были Островский, Одоевский, Плещеев, Н.Кашкин, Г.Ларош.
Таким образом, произошло его становление как композитора - его поддерживали, ему его уважали как молодого многообещающего композитора. И он оправдал надежды. Чайковский сочинял симфонии, оперы (например, "Ундина", "Евгений Онегин", "Иоланта"), балеты ("Лебединое озеро", "Щелкунчик", "Спящая красавица"). Всё это настолько близко, знакомо и дорого каждому русскому человеку, что тут, анализируя, сложно не воскликнуть: этот человек играет не на инструменте, а на струнах души! Та преданность делу, любовь к нему, вдохновение и творческие порывы, переполнявшие душу Чайковского, когда он писал свои произведения, невольно передаются людям, слушающим его концерты, симфонии. Мелодии из "Лебединого озера", "Щелкунчика" широко известны. Когда мы начинаем сознательно смотреть на мир, то первый композитор, которого мы узнаем - это Чайковский, а потом уже Глинка, Бетховен, Бах, Скрябин...
Чайковский работал почти во всех жанрах и всюду внес что-то новое и неповторимое. Но самым любимым для него жанром была опера "Только опера сближает вас с людьми, роднит вашу музыку с настоящей публикой". Оперы Чайковского - воплощение сильных человеческих чувств и переживаний. Музыка Чайковского глубоко волнует и трогает любого человека. О чем бы ни говорил композитор - неподдельная искренность слышится в каждом звуке, в каждой строчке, вышедшей из-под его гениального пера. Чайковского любят не только у нас в России, но и за рубежом, т.к. чувство правдивости одинаково для всех людей мира. И этот композитор - наш соотечественник (чем горжусь)!
Я уверен, что о Чайковском писали, пишут и будут писать как серьёзные исследователи музыки, так и обычные школьники. Чайковский - один из самых загадочных, известных и любимых композиторов во всем мире.