Александр Никола́евич Скря́бин (25 декабря 1871 (6 января 1872), Москва — 14 (27) апреля 1915, Москва) — русский композитор и пианист, педагог, представитель символизма в музыке.
Первым использовал в исполнении музыки цвет, тем самым ввёл понятие «светомузыка».
Скрябин родился в семье студента Московского университета, ставшего затем видным дипломатом, действительным статским советником, Николая Александровича Скрябина (1849—1915)[1][2] в доме городской усадьбы Кирьяковых.
Был крещён в храме Трёх Святителей на Кулишках. Дворянский род отца композитора А. Н. Скрябина не был древним и богатым.
В Центральном государственном историческом архиве Москвы хранится «метрическая книга, данная из Московской духовной консистории Ивановского Сорока в Трёхсвятительскую, что на Кулишках, церковь», в которую и была внесена запись о рождении будущего композитора[3].
Его прадед — Иван Алексеевич Скрябин (1775 года рождения) — происходил «из солдатских детей города Тулы»; за храбрость в бою под Фридландом награждён знаком отличия военного ордена св. Георгия и крестом для нижних чинов; получив в 1809 год чин подпоручика, через десять лет вместе с сыном Александром вносится в родословную книгу дворян Санкт-Петербургской губернии; дед композитора — Александр Иванович — по полученному чину подполковника вносится в 1858 году во вторую часть родословной книги дворян Московской губернии[4].
Мать композитора Любовь Петровна (урождённая Щетинина) (1848—1873) была талантливой пианисткой, окончившей с отличием Санкт-Петербургскую консерваторию по классу Теодора Лешетицкого[5].
Везде отмечается, что она успешно начала концертную деятельность, которая, к сожалению, была очень краткой.
Н. Д. Кашкин вспоминал: «Из дальнейших бесед с кадетом я узнал, что его мать, урождённая Щетинина, окончила курс в Петербургской консерватории. Это мне тотчас же напомнило, что Ларош и Чайковский, оба говорили мне о Щетининой, бывшей одновременно с ними в консерватории, как о самой талантливой пианистке класса Лешетицкого, которая, однако, не могла достигнуть блестящей виртуозности, вследствие своей физической слабости и болезненности. Щетинина окончила курс, вероятно в 1867 г., вскоре вышла замуж и умерла вслед за рождением сына […]. Недавно, уже после смерти Скрябина, я услышал от Е. А. Лавровской, что она в консерватории была дружна со Щетининой и что последняя была очень привлекательна по своим личным качествам, независимо от музыкальной талантливости»[6].
Осенью 1870 года Л. П. Скрябина совершила турне, в котором успешно выступала вместе с певицей А. А. Хвостовой[5]. Имя этой певицы теснейшим образом связано с именами П. И. Чайковского и А. Н. Апухтина. В доме Хвостовых они бывали, ещё начиная с 1850-х годов. Мать семейства — Екатерина Александровна Хвостова, женщина редкого ума и образованности была знаменита своей дружбой в молодости с М. Ю. Лермонтовым.
А. А. Хвостова позже училась в Петербургской консерватории вместе с Чайковским и Л. П. Щетининой (окончила в 1866 году).
Примечательно, что отзывы о Хвостовой как певице, музыканте и человеке оставили В. В. Стасов и А. П. Бородин, и относятся они ко времени её совместных выступлений с Л. П. Щетининой. Любопытен также и тот факт, что семья Хвостовых жила в одном доме с сестрой М. И. Глинки Л. И. Шестаковой. Известно также, что А. А. Хвостова была теснейшим образом связана с композиторами «Могучей кучки». Она М. А. Балакиреву в концертах Бесплатной школы, а также и других видах её деятельности.
Ко времени концертных турне Л. П. Щетининой и А. А. Хвостовой относится сочинение Чайковским своего первого цикла романсов ор. 6, в состав которого входит ставший столь знаменитым романс «Нет, только тот, кто знал…» на стихи Льва Мея из И. В. Гёте. Он был посвящён композитором А. А. Хвостовой[7]. Изданы романсы в марте 1870 года. Тогда же романс «Нет, только тот, кто знал…» впервые спела Е. А. Лавровская, как уже говорилось, также соученица Чайковского и Щетининой. Но А. А. Хвостова попросила композитора выслать ей ноты, и спела его, возможно, в сопровождении Л. П. Щетининой, с которой много выступала именно в 1870 году.
Таким образом мать Скрябина, которому было суждено стать великим реформатором и преобразователем отечественной музыки рубежа XIX—XX веков, была теснейшим образом связана с кругом русских музыкантов, предшественников её сына, и в какой-то мере окружавших его в юности, когда формировалась его личность и музыкальные привязанности[6].
Серге́й Серге́евич Проко́фьев
Родился: 23 апреля 1891 г. Умер: 5 марта 1953 г. (61 год)
Родился: Сонцовка, Екатеринославская губерния, Российская империя, Сонцовка.
Умер: Москва, РСФСР, СССР.
Играл на: фортепиано.
Писал: Балет «Сказка про шута (семерых шутов перешутившего)»
Балет «Стальной скок»
Балет «Блудный сын»
Балет «На Днепре»
Балет «Ромео и Джульетта»
Балет «Золушка»
Балет «Сказ о каменном цветке»
Семья: Семья Сергея Прокофьева. Первая жена - Прокофьева, Лина Ивановна (Лина Любера, 1897-1989) Сын - Святослав (1924-2010) Внук - Сергей (род. 1954). Сын - Олег (1928-1998) Внук - Сергей (1954-2014) Внук - Габриэль (род. 1975). Вторая жена - Мендельсон, Мира Александровна (Мендельсон-Прокофьева, 1915-1968).
Факты: 1.Роль Сергея Сергеевича Прокофьева (1891 — 1953) в развитии музыки колоссальна.
2.По размеру вклада в мировую музыку его можно сравнить с Бетховеном, Моцартом или Шостаковичем.
3.Он был и остаётся одним из самых ярких и талантливых российских композиторов всех времён. Музыка, которую он сочинил, поистине прекрасна.
:)
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
На каком музыкальном инструменте играл мифический герой орфей, чтобы заглушить пение сирен?