Пособие «Опорные конспекты по русской музыкальной литературе» предназначено для учащихся ДШИ, ДМШ третьего и четвертого годов обучения по учебному предмету «Музыкальная литература» дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области музыкального искусства. Опорные конспекты – это один из приемов обучения, которые глубже осмыслить изучаемый материал в целом, дают возможность сориентироваться в объемном учебном материале по музыкальной литературе, подготовить учащихся к восприятию и осознанию музыкальных произведений. Опорные конспекты представляют собой главные тезисы подробных, развернутых текстов по музыкальной литературе, обобщенные и сжатые теоретические сведения в виде таблиц, схем, опорных сигналов, знаков и символов. В роли опорных сигналов здесь выступают иллюстрации, репродукции картин русских художников, портреты и фотографии композиторов и выдающихся исполнителей. В роли знаков и символов – нотные примеры изучаемых музыкальных произведений. В пособие также включены словари значений, терминов и понятий, встречающихся в тексте. Данное учебное пособие призвано развить специальные компетенции (сформировать музыкальное мышление, навыки восприятия и анализа музыкальных произведений, приобрести знания о закономерностях музыкальной формы, о специфике музыкального языка, выразительных средствах музыки) и гуманитарную образованность учащихся. В условиях крайней ограниченности часов в учебном плане на реализацию программы «Музыкальная литература» и, как следствие, жестко регламентируемое время на устные ответы, опорные конспекты учащимся кратко и точно изложить сущность усвоенных знаний. Основные принципы опорных конспектов: лаконичность; структурность; смысловой акцент (таблицы, схемы, рамки, отделение одного блока от другого, расположение опорных сигналов); ассоциативность; цветовая наглядность и образность. Исходя из этого, инструктивный материал легко воспринимается и запоминается, компактное представление информации дает возможность охватить материал фронтально, создается основа для сохранения основных знаний в долговременной памяти подачи информации в опорных конспектах повышает внимание учащихся, ярко оформленные опоры вызывают положительные эмоции прочному запоминанию и, в некоторой степени, снятию утомления.
afilippov3321
28.11.2021
Орленок, орленок, взлети выше солнца И степи с высот огляди. Навеки умолкли веселые хлопцы В живых я остался один.
Орленок, орленок, блесни опереньем, Собою затми белый свет. Не хочется думать о смерти, поверь мне, В шестнадцать мальчишеских лет.
Орленок, орленок, гремучей гранатой От сопки врага отмело, Меня называли орленком в отряде, Враги называют орлом.
Орленок, орленок, мой верный товарищ, Ты видишь, что я уцелел, Лети на станицу, родимой расскажешь, Как сына вели на расстрел.
Орленок, орленок, товарищ крылатый, Ковыльные степи в огне, На спешат комсомольцы - орлята И жизнь возвратится ко мне.
Орленок, орленок, идут эшелоны, Победа борьбой решена У власти орлиной орлят миллионы, И нами гордится страна!
Yekaterina358
28.11.2021
Живописная музыка - это такая музыка, слушая которую, перед глазами слушателей появляются живописные образы, вложенные в произведение самим композитором. И наоборот: музыкальная живопись - живопись настолько изящная и утонченная, что впечатления от нее невозможно передать словами, лишь мелодией. Ярким примером живописной музыки является фортепианный цикл П.И. Чайковского "Времена года". Используя различные музыкальные средства, слушатель отчетливо представляет себе все те пейзажи и образы, которые композитор вложил в свое творение. Также нельзя не выделить вальсы Шопена, слушая которые, душа поет, тело пускается в пляс, а на лице появляется улыбка. При их прослушивании перед нами отчетливо предстает картина бала XIX века. В качестве примера музыкальной живописи приведу знаменитых художников-импрессионистов: Клод Моне ("Руанский собор", "Пляж в Пурвиле", "Кувшинки"), Огюст Ренуар ("Завтрак гребцов", "Девушки за фортепьяно"), а также постимпрессиониста Винсента Ван Гога ("Цветущие ветки миндаля", "Звездная ночь", "Сад Добиньи")