Факты: Эта симфония стала самой популярной в бетховенском наследии. Она была окончена в 1808 году, впервые исполнена в Вене в декабре этого же года под управлением автора, одновременно с 6 симфонией. Композитор работал над ней довольно долго – в течение четырех лет, параллельно с 4 и 6 симфониями. В 5 симфонии раскрывается основная тема бетховенского симфонизма – героика борьбы. Эту идею симфония воплотила в наиболее концентрированном виде, развиваясь «от мрака – к свету, через борьбу – к победе» .
История и суть: Отличительной особенностью содержания 5 симфонии (в сравнении с другими оркестровыми произведениями, посвященными этой же теме – 3 и 9 симфонии, «Эгмонт») , является проблема рока. Бетховен, обычно скупой на словесные разъяснения, сам указал Шиндлеру на главную тему симфонии, как на звуковой символ судьбы («так судьба стучится в дверь») . «Голос рока» звучит во многих бетховенских произведениях (примером могут служить фортепианные сонаты № 8, 17, 23), но нигде еще тема судьбы не была стержнем всего драматургического развития.
Абай
Песенное наследие композиторов Запада, России и Казахстана очень велико. В сокровищнице казахского народа существует множество песен: это бытовые, исторические, обрядовые. Их сочиняли на протяжении веков народные композиторы – песенники – Биржан Кожагулов, Ахан – серэ, Абай. Одним из основоположников казахской письменности и литературы является Абай Кунанбаев.
Абай Кунанбаев - великий казахский поэт, просветитель, автор многих любимых песен, композитор.
Песни Абая - новое слово в казахской музыке. Они так же, как и его стихи, выразили новый строй мыслей и чувств.
Абай хорошо знал устное творчество народов:
Письменная и устная литература казахского народа
Классическая поэзия народов Востока
Русская поэзия, а через неё и поэзия Западной Европы
В ауле Абая звучали песни и кюи. Такие известные деятели искусства, как Биржан – сал, Ахан- серэ и Таттимбет, часто бывали в ауле Абая, с которыми Абай проводил долгие беседы. Это были времена формирования казахской народной музыки, рассвет творчества народных музыкантов.
Абай тесно общался с высланными на казахские земли политическими заключёнными, они оказали на его мировоззрение огромное влияние. Он стал исследовать русскую литературу, читать и комментировать Л Толстого, М. Салтыкова – Щедрина, А.С. Пушкина, даже европейских и античных философов Сократа, Аристотеля и Платона.
Позже Абай познакомился с жанром романса (Семипалатинск, Омск) Гурилёва, Алябьева, Глинки.
Как известно, Абай перевёл на казахский язык басни Крылова, стихи Лермонтова, Пушкина. Многие переводы были положены на музыку и стали любимыми песнями, так например, стих «Горные вершины» Лермонтова.. 8 отрывков из романа Пушкина «Евгений Онегин», часть из них положил на музыку. Особенно полюбилась простому народу песня «Татьяна созы» («Письмо Татьяны»), которую в степи ласково называли Татиш.
Центральное место в песенном творчестве Абая занимает лирический жанр. Задушевность, искренность интонаций, характерны для большинства абаевских творений. Для исполнения песен Абая не требуется большого, сильного голоса, особого вокального мастерства. Особенно любимы в народе песни «Айттым селем, каламкас» («Привет тебе, тонкобровая»), «Коземнын карасы» («Ты зрачок глаз моих»).
Песня «Айттым селем, каламкас» («Привет тебе, тонкобровая») – это восторженный лирический монолог, выражение безграничного чувства любования и восхищения своей возлюбленной. Песня покоряет своей нежностью и целомудренностью чувств.
Шлю, тонкобровая, привет!
Похожей не было и нет!
Когда тоскую по тебе, -
Мне слёзы затмевают свет.
Ты лучше всех. За сотни лет
Подобной не был мир согрет.
Одной тебе моя любовь,
Твой образ – он давно воспет.
И пусть я стану нищ и сед,
Но мне иной дороги нет;
Ты в сердце у меня живёшь,
Во сне преследуешь, как бред;
И ни врага, ни злой навет,
Ни женщины чужой привет
Не смогут остудить во мне
Твоей красы горящий след.
В наши дни песни Абая исполняются в сопровождении домбры, фортепиано, оркестра.
(Слушанье)
Физминутка
Объяснение:
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
От до# построить и разрешить в две одноименные тональности d43
д43 — до# ми фа# ля#
разрешается в:
си мажор — си ре# фа# си
си минор — си ре фа# си