Воспитанием Серея Прокофьева сначала занималась его мать, Мария Григорьевна, которая была хорошей пианисткой. Она происходила из крепостных Шереметевых, где с самого раннего детства учили, театральным искусствам и музыке.
Мальчик начал заниматься музыкой с пяти лет и уже тогда проявлял интерес к сочинительству. Мать записывала сочинённые им пьесы: рондо, вальсы, песенки, «Индийский галоп». В возрасте девяти—десяти лет мальчик-композитор написал две оперы: «Великан» и «На пустынных островах». В 1902—1903 годах брал частные уроки теории и композиции у Р. М. Глиэра.
В 13 лет (1904 г.) Прокофьев поступил в Петербургскую консерваторию; занимался композицией у А. К. Лядова, а инструментовкой — у Н. А. Римского-Корсакова.
Окончил консерваторию в 18 лет (1909 г.) как композитор, после чего вновь поступил в неё уже по классу фортепиано. Если диплом композитора, по собственным словам Прокофьева, был «плохого качества» (отношения с педагогами у него не сложились), то окончание консерватории в 1914 г. как пианиста оказалось блестящим — ему была присуждена премия Антона Рубинштейна и выдан диплом с отличием.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Характеристика варяжского гостя из "садко"
«садко» — произведение эпическое. отсюда плавное, широко и свободно текущее музыкальное повествование. стилистикой эпических жанров и содержанием новгородской былины обусловлена повторность тождественных или сходных сценических положений. типичная и для других опер римского-корсакова, она в этом произведении проведена с особой настойчивостью. своеобразны драматургические «пары» — выступления двух гусляров на пиру братчины, два превращения волховы и ее сестер (начало и конец сцены у ильмень-озера), два «золотых чуда» в 4-й картине, отплытие, а потом возвращение кораблей. оригинальна и двухчастная композиция «садко» — род эпической «дилогии» или цикла из двух эпических «песен». это обусловлено своеобразной «двойственностью» основы — использованием двух вариантов новгородской былины. картины 1—4-я — это «песнь» первая, 5—7-я — «песнь» вторая. каждая из них имеет свой сюжет — обогащения гусляра, рассказ о его странствиях — и отчасти своих действующих лиц, хотя главные герои проходят через все повествование. двухчастность оперы выступает также в наличии как бы двух финалов (заключительные разделы 4-й и 7-й картин) и двух вступлений — повторение музыкальной картины «океан — море синее» перед сценой на корабле служит указанием, что действие начинается «заново».
опера открывается оркестровым «зачином», который рисует образ «моря-окияна», главенствующий во всем произведении. образы фантастические охарактеризованы инструментальными средствами, реальные — песенными. человек и природа в понимании композитора составляют нерасторжимое единство.
образы сказочного подводного царства, воплощаемые средствами гибкой, прихотливой мелодики и необычных гармоний, противопоставлены картинам реальной народной жизни и образам людей, в обрисовке которых главным выразительным средством является народная песенность.
образ садко ощутимо меняется в пределах 2-й к. (у ильмень-озера). в музыке гениально выражено «лирическое волнение» героя; душа садко раскрывается в общении с природой и выливается в песне, прославляющей ее красоту. исключительно своеобразен вокальный язык оперы. композитор писал: « выделяет моего „садко" из ряда всех моих опер, а может быть, и не только моих, но и опер вообще,— это былинный речитатив. < > речитатив этот — не разговорный язык, а как бы условно-уставный былинный сказ или распев. проходя красной нитью через всю оперу, речитатив этот сообщает всему произведению тот национальный характер, который может быть оценен вполне только человеком».
наряду с былинным речитативом в партиях садко, нежаты композитор широко применил песенный склад (любава) и многообразные ариозные формы. в песнях торговых гостей — веденецкого, варяжского, индийского — он проявил глубокое постижение иноземной культуры. мир руси и запада, реального и фантастического, земного мира и царства подводного глубоко и своеобразно воплощен в опере.