- влияние на творчество современных композиторов произведений других видов искусства (литературы и живописи);
- тема молитвы в русской музыке;
- музыкальная имитация;
- музыка композиторов: Кикты, Окуджавы, Гаврилина.
Тезаурус
Фреска – это роспись водяными красками, наносимая на сырую штукатурку.
соло – это произведение или партия, предназначенная для исполнения одним инструментом или певцом.
Орнамент – узор в виде ритмического чередования геометрических или изобразительных элементов, использующих растительные и животные мотивы.
Солест – это певец, музыкант, исполняющий сольную партию, выступающий соло.
Молитва – это слова, произносимые верующими при обращении к Богу, к святым, а также при совершении религиозных обрядов.
Обязательная литература
Дополнительная литература
1. Большой толковый словарь русского языка / Под ред. С. А. Кузнецова. Первое издание. – СПб.: Норинт, 1998. Публикуется в авторской редакции 2014 года.
2. Большая советская энциклопедия: [в 30 т. ]/ гл. ред. А. М. Прохоров – 3-е изд. – М.: Советская энциклопедия, 1969–1978.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Значительное влияние на композиторов оказывает среда, в которой они родились и выросли, а также впечатления, полученные от других видов искусства: литературы, живописи архитектуры.
На современного композитора Валерия Григорьевича Кикту сильное впечатление произвели фрески Софийского собора в Киеве.
Собор был построен Ярославом Мудрым в XI веке. Уникальность собора заключается в том, что внутри сохранилось большое количество подлинных мозаик и фресок, росписи водяными красками по сырой штукатурке. Цветовая палитра фресок в соборе насчитывает 177 оттенков.
находясь под впечатлением от внутреннего убранства и величия собора, от причастности к древности, Валерий Григорьевич написал концертную симфонию для арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской».
О сюжетах фресок можно судить по названиям номеров: «Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого», «Борьба ряженых», «Скоромохи», «Музыкант», «Зверь нападает на всадника».
Не случайно композитор выбирает в качестве солирующего инструмента арфу, имитируя тем самым старинный музыкальный инструмент – гусли.
Музыкальная тема «Орнамент» звучит в симфонии несколько раз и скрепляет музыкальные сюжетные зарисовки.
Слово «орнамент» означает узор в виде ритмического чередования геометрических или изобразительных элементов, использующих растительные и животные мотивы. Термин актуален и для музыки. Поскольку ритм является одним из средств выразительности этого вида искусства.
Былинное сказание предстаёт перед нашими глазами, герои древней старины оживают, бьют копытами кони на площади, звонят колокола Киевской Софии.
На другого современного композитора, Валерия Александровича Гаврилина, оказали влияние произведения русского писателя Василия Макаровича Шукшина.
Симфония-действо для солистов, хора и ударных «Перезвоны» Гаврилина даже имеет подзаголовок: «По прочтении Шукшина».
Бесконечной любовью к Родине, русскому человеку, проникнуты произведения этих двух творцов: Шукшина и Гаврилина.
Само название «перезвоны» говорит нам о том, что композитор обратился к древнерусской традиции звонить в колокола.
«Перезвоны» отражают различные сферы жизни народа: будни и праздники, трагические и комические события. Затрагивают общечеловеческие вопросы: жизни и смерти, любви и разлуки, человека и природы, семейных ценностей и религии.
Молитва – это слова, произносимые верующими при обращении к Богу, к святым, а также при совершении религиозных обрядов. Молитва – очень личное обращение к Богу с благодарностью о покаянием.
Гаврилин включил в «Перезвоны» молитву, когда умирающий разбойник обращается к Богу с раскаянием и благодарностью.
К молитве, как к музыкальному жанру, обращались многие композиторы.
Петр Ильич Чайковский включил пьесу «Утренняя молитва» в сборник «Детский альбом».
Поскольку, молитва – это личное обращение, она может быть любой: произнесённая вслух или про себя. Наш современник, поэт и композитор Булат Шалвович Окуджава, написал песню «Молитва». Она исполняется под гитарное сопровождение.
Церковная музыка оказала большое влияние на композиторов всех эпох. Отечественные и зарубежные авторы обращались к религиозным текстам и жанрам, использовали интонации церковной музыки в светских сочинениях. К самой известной молитве «Аве Мария» обращались в своем творчестве Ф. Шуберт, Ш. Гуно и многие другие.
Композиторы часто пользовались приёмами стилизации и цитирования, имитировали звучание народных инструментов.
В. Кикта с этой целью использовал многоликость тембров симфонического оркестра. В. Гаврилин – богатство хоровых тембров смешанного хора и изобразительные возможности ударных инструментов.
На уроке мы узнали, как звучание древних музыкальных инструментов, народные и церковные традиции композиторы использовали в своих произведениях. Музыка Чайковского, Гаврилина, Кикты, Окуджавы подчёркивает, благодаря этому, самобытность культуры нашей страны.
Авторы статьи устанавливают связи между понятиями: «психофизиологические данные танцовщика», «красота и музыкальность исполнения хореографического текста», «создание художественного образа в балетном спектакле» на основании предположения, что все они являются важнейшими составными частями танцевальной выразительности как профессионально значимой артиста балета. Также рассматривается необходимость осознанной работы, направленной на развитие танцевальной выразительности в процессе формирования личности артиста балета.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
5. какой композитор оказал влияние на рахманинова как на композитора а) м. и. глинка b) н. г. рубинштейн c) п. и. чайковский 6. фрагмент из какого произведения с.в. рахманинова звучит в песне эрика кармена «all by myse а) прелюдия до диез минор б) концерт № 2 для фортепиано с оркестром – 2 часть c) вокализ 7. какое музыкальное произведение, написанное в 18 лет, принесло рахманинову первую известно как композитору а) прелюдия до диез минор b) концерт № 2 для фортепиано с оркестром c) вокализ 8. большинство произведений рахманинова написано а) в миноре b) в мажоре 9. основные качества рахманиновского стиля - это а) красочность b) мелодичность с) певучесть 10. современники называли рахманинова а) виртуозным пианистом b) поэтом фортепиано 11. прелюдия в 19 веке – это а) самостоятельная фортепианная миниатюра b) короткое инструментальное вступление импровизационного характера к основной пьесе с) самостоятельная пьеса свободного характера в органном творчестве !
а,б,б,В,а,А
Объяснение: