1873-1943, русский пианист. Дирижер. Окончил Московскую консерваторию в 1891 как пианист и в 1892 году как композитор. Ученик А.И.Зилоти, А.С.Аренского, С.И.Танеева. Автор 3 симфоний и других сочинений для оркестра, кантат, опер, 4 концертов для фортепиано с оркестром и Рапсодии на темы Паганини для того же состава, камерно-инструментальных ансамблей, духовно-музыкальных произведений. Сотен пьес для фортепиано и романсов.
Рахманинов - один из крупнейших русских музыкантов ХХ века, прославившийся и как композитор, и как дирижер, и как пианист. Имя его и деятельность непосредственно связаны с Чайковским и творчески, и биографически, Ещё в младших классах Московской консерватории Рахманинов встречал Чайковского, играл в его присутствии. В год перехода Рахманинова на старшее отделение Чайковский - почётный член экзаменационной комиссии - высоко оценил пьесы Рахманинова в исполнении юного автора и к "5" добавил три плюса, окружив пятёрку тремя крестами. Рахманинов отдавал на суд Чайковского свои ранние опусы. Чайковский оказывал молодому композитору поддержку в продвижении его сочинений к изданию и публичному исполнению, ходил в Большой театр на репетиции "Алеко" - первой оперы Рахманинова, его выпускной работы в консерватории. Рахманинов посвятил Чайковскому фантазию для 2 фортепиано.
На страницах писем Рахманинова разных лет, - в том числе и годы, когда он, уехав из России в декабре 1917, жил в США и других странах, - в его статьях и воспоминаниях имя Чайковского возникает постоянно. Сам он уже в конце жизни отмечал "огромное влияние" Чайковского (Лит. Наследие, I, 147) и с гордостью вспоминал, что осенью 1893 года Чайковский выражал пожелание, чтобы его опера "Иоланта" пошла на сцене Большого театра в один вечер с "Алеко". Смерть старшего музыканта не дала этим планам осуществиться. А как это было бы символично: последняя опера великого русского композиторa XIX века и первая опера века ХХ! (Лит. наследие, I, 97).
Смерть Чайковского потрясла Рахманинова, под влиянием утраты он написал Элегическое трио памяти П.И.Чайковского, - и это тоже было продолжением традиции Чайковского, в свое время посвятившего свое фортепианное трио "Памяти великого художника" - Н.Г.Рубинштейна.
Отношение Рахманинова к Чайковскому оставалось неизменным на протяжении всей жизни. Спутница юных лет Сергея Васильевича свидетельствует: "Петр Ильич Чайковский - вот кто был важнейшей рахманиновской привязанностью, кто был для него образцом..., что их роднило - общность духовного мира..." (Лит.наследие, II, 87). В свою очередь А. и Ж. Торпы, познакомившиеся с Рахманиновым уже в 30-е годы в США, вспоминали его слова: "Когда я был в Москве с Чайковским, я думал о нем как о божестве. Я и теперь думаю также
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Хелп хелп хелп хелп хелп хелп
Гайдн Франц Йозеф (1732—1809), австрийский композитор.
Родился, вероятно, 31 марта 1732 г. (крещён 1 апреля 1732 г.) в деревне Рорау (Нижняя Австрия).
В шестилетнем возрасте Гайдн был отдан в школу в Хайнбурге, где обучался игре на различных музыкальных инструментах и пению. Уже в 1740 г. Гайдн, благодаря прекрасному голосу, стал певчим в соборе Святого Стефана в Вене. В хоре собора он пел до 1749 г. Живя в крайней бедности и нужде, Гайдн находил отраду только в занятиях музыкой. В австрийской столице он познакомился с итальянским поэтом, драматургом и либреттистом П. Метастазио, который в свою очередь познакомил Гайдна с композитором и педагогом Н. Порпорой.
С 1753 по 1756 г. Гайдн работал у Порпоры аккомпаниатором и одновременно изучал основы композиции. В 1759 г. он получил место дирижёра капеллы у чешского графа Морцина. Тогда же им была написана первая симфония, имевшая большой успех и завоевавшая ему симпатию князя Эстергази, который предложил Гайдну место капельмейстера в своём оркестре.
Музыкант принял это предложение в 1761 г. и прослужил у князя 30 лет. После смерти Эстергази в 1790 г. Гайдн остался без определённой должности, но имя его как композитора уже было широко известно. Особенно прославили Гайдна его симфонии. Всего им написано 119 симфоний, в том числе 45-я «Прощальная» (1772 г.), шесть Парижских симфоний (1785—1786 гг.), 92-я «Оксфордская» (1789 г.), двенадцать Лондонских симфоний (1791—1795 гг.), явившихся откликом на поездки в Лондон в 1791—1792 и 1794—1795 гг.
Кроме симфоний композитором написаны 22 оперы, 19 месс, 83 струнных квартета, 44 фортепианные сонаты и множество других произведений.
В области инструментальной музыки Гайдн считается одним из крупнейших композиторов рубежа XVIII—XIX вв.
В 1792 г. его учеником был Л. ван Бетховен. Последние годы жизни Гайдн провёл в Вене. Здесь он написал оратории «Сотворение мира» (1798 г.) и «Времена года» (1801 г.).
Талант Гайдна был высоко оценён его современниками. В 1791 г. он стал почётным доктором Оксфордского университета, в 1798 г. — членом Шведской королевской академии музыки. В 1804 г. композитор был избран почётным гражданином города Вены, а в 1808 г. — почётным членом Филармонического общества в Петербурге.
Умер 31 мая 1809 г. в Вене.ио .