Романс (ісп. romance/romanza, англ. romance, італ. romanza, нім. Romanze, фр. romance, порт. romance, рум. romanţă) — невеликий за обсягом вірш та музичний твір для сольного співу з інструментальним акомпанементом.
Так називалися пісні народною мовою в Іспанії, на противагу пісням латиною, які пов'язувалися спочатку з боротьбою проти маврів. Пізніше вони поширились і в інших країнах, набувши відмінного змісту, ставши піснями про кохання (Англія, Франція та інші).
В Україні вже в 19 столітті романс існував як авторська пісня, тут до його поширення прилучалися й українські поети (Є. Гребінка: «Очи черные…»). На межі 19-20 століття романс поширився в українській ліриці (Леся Українка, Агатангел Кримський та інші), маючи спорадичні прояви і в попередні роки.
Перший цикл романсів вів Людвіг Ван Бетховен, Франц Шуберт, Роберт Шуман (Німеччина), Дмитро Бортнянський
Так, у поетичній спадщині Спиридона Черкасенка знаходимо чимало романсів («К. К-вій», «Ви не забули», «Не проклинай», «З квіток рожевих», «Хвилини щастя» та інші). В українській музиці також вживається термін «солоспів».
На початку і в середині XX століття всесвітньо відомими стали українські пісні-романси «В саду осіннім айстри білі» (народна), «Черемшина» (музика Василя Михайлюка, слова Миколи Юрійчука), «Квітка з полонини» (Романа Савицького).
обрядовые песни
и сегодня, спустя уже десятки и даже сотни лет, многие обычаи до сих пор не утратили для нас интерес. так, например, обряд крещения, венчания, проводы зимы, масленица и многие другие свадебный обряд дошел из глубины веков, свадьба и сейчас - одно из наиболее важных событий в жизни каждого человека. народная свадьба не просто шла, она разыгрывалась, сохраняется поныне выражение "играть свадьбу". играли широко, в ней принимали участие вся родня и соседи. это праздник, каждый день которого имеет свое значение, свой смысл, у каждого из участников свои роли, тексты, песни, костюмы.
исчезнувшие свадебные обряды
основными моментами свадебного обряда на свадьбе были: сватовство, смотрины, рукобитие, девичник. в день свадьбы: выкуп, венчание, свадебный поезд и приезд в дом жениха. затем следовал свадебный пир. в наши дни на свадьбе также бывают традиционный свадебный поезд жениха, обычай перегораживать ему дорогу, "выкуп" невесты, обычай встречать молодых хлебом-солью и осыпать их зерном с пожеланиями счастья, достатка и здоровья.
петров н.п. "смотрины невесты"
где-то за месяц до свадьбы ходили свататься. неблагоприятными днями для сватовства считались постные дни: среда и пятница. сваты произносили специальные тексты, например: «у вас есть цветочек, а у нас есть садочек. вот нельзя ли нам этот цветочек пересадить в наш садочек? » родители невесты должны были в первый раз обязательно отказаться, даже если рады свадьбе. сват же должен был их уговаривать. после ухода сватов кто-либо из связывал все кочерги и ухваты вместе — для удачи в деле.
м. шибанов. брачный договор
в это время готовилось приданое. к невесте приходили её подруги, которые ей шить подарки жениху и его родным и пели свадебные песни. длились посиделки две - три недели, в зависимости от даты назначения свадебного дня. в этот период, невесту, принято было называть – девушкой.
пимоненко н. сваты.
приданое готовилось в каждой семье за много лет до свадьбы. и к тому времени, когда девушка становилась «на выданье», она уже, как правило, имела приданое. в основном в приданое входили вещи, сделанные невестой собственными руками.перед свадьбой родственники невесты несли приданное в дом к жениху.
в.в. пукирев. прием приданого по росписи.
девичником называлась последняя встреча невесты и подруг перед свадьбой. косу невесты с особыми песнями расплетали ее подруги. часто «расплетание» косы сопровождается «прощаньем с красотой» - лентой, вплетённой в косу девушки.
маковский к. е. под венец.
в день свадьбы невеста вставала раньше всех и будила своими причитаниями отца, мать и ночевавших у неё подруг. подруги начинали собирать невесту к венцу, одевали её в свадебный наряд. невеста шла под венец в самой праздничной и народной одежде. в древней руси свадебный сарафан шили только из красной ткани. одевание сопровождалось плачем и причитаниями невесты. родители благословляют невесту. при этом невеста обязательно становится на колени, на шубу, вывернутую мехом наружу
н. в.е. феклистов "приготовление невесты к венцу"
к венцу жених с невестой ехали вместе. обычно для молодых впрягали пару лошадей. нарядные лошади, с колокольчиками на дуге, ехали трусцой. по звону колокольчика все знали: «свадьба едет». молодых встречали родители невесты. мать — с иконой, отец — с хлебом-солью.
андрей рябушкин «свадебный поезд в москве»
обязательным был порядок величания молодых и гостей в первый день свадьбы. вначале за столом величали молодых. жениха и невесту в лирических песнях символизируют лебедь с лебедушкой. затем "играли" главным чинам: дружке отцу и матери жениха. молодой женатой паре ,холостому парню, вдове. кроме того, в первый день свадьбы в разгар веселья играли хороводные плясовые песни
бучкури а.а. «свадебный поезд»
невеста на свадьбе называлась «княгиня» жених - «князь». «бояре» - приятели и молодые родственники жениха, свадебный поезд. «дядька»- пожилой родственник жениха. сваты являлись основными участниками свадьбы. дружка — один из главнейших участников обряда. дружка должен отлично знать обряд, например, в какой момент нужно произносить свадебные приговоры. посажённый отец и посажённая мать жениха и невесты (если не было родных). как правило, это крёстный отец и крёстная мать.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Кто из композиторов обращался к сюите
ответ: Н.А. Римский-Корсаков «Шехеразада», Г. Свиридов «Метель», А. Шнитке «Гоголь-сюита», Р. Шуман «Карнавал»