Прелюдии Шопена
Слово «прелюдия» на латинском языке означает «вступление».
В старинной музыке она действительно выполняла скромную роль вступления к чему-то важному: к пению хорала, к фуге, сонате или ещё какой-нибудь пьесе.
В XVIII веке инструментальные прелюдии начали не только предварять другие пьесы, но и создаваться как самостоятельные произведения. Это, например, органные хоральные прелюдии И. С. Баха (использующие мелодии григорианского хорала). Одновременно в его творчестве утвердился «малый» цикл «прелюдия - фуга». А в двух томах «Хорошо темперированного клавира» им были созданы два «больших» цикла из 24 прелюдий и фуг во всех мажорных и минорных тональностях.
В творчестве Шопена прелюдия совершенно изменила свои назначение и цель. Каждая из его прелюдий – законченное целое, в котором запечатлён один образ или настроение.
Шопен создал своеобразный цикл из 24 прелюдий, написанных во всех мажорных и минорных тональностях. Они похожи на альбом кратких музыкальных записей, отражающих внутренний мир человека, его чувства, мысли, желания. Недаром замечательный русский пианист А. Г. Рубинштейнназвал прелюдии Шопена «жемчужинами».
1838 год - важный этап в творчестве Шопена. Он завершил работу над прелюдиями. Долгие годы ушли на их создание. «Шопен создал свои гениальные прелюдии – 24 кратких слова, в которых сердце его волнуется, трепещет, страдает, негодует, ужасается, томится, нежится, изнывает, стонет, озаряется надеждой, радуется ласке, восторгается, снова печалится, снова рвётся и мучается, замирает и холодеет от страха, немеет среди завываний осенних вихрей, чтобы через несколько мигов опять поверить солнечным лучам и расцвести в звучаниях весенней пасторали...» - так поэтично характеризует прелюдии наш с вами соотечественник, русский музыкант Николай Филиппович Христианович.
24 прелюдии Шопен отослал в Париж; их издание тут же вызвало отклик Роберта Шумана, утверждавшего, что «на каждой из них тончайшим жемчугом выведено: это написал Фридерик Шопен, самый неповторимый из гениев современности... Он есть и остаётся самым смелым, самым гордым поэтическим гением нашего времени». В другом отклике на произведения польского гения Шуман говорил: «Произведения Шопена - это пушки, прикрытые цветами...»
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
1) как звучит симфония? (Бетховен симфония номер 5 и Прокофьев симфония номер 1 классическая) 2) какое развитие?( Бетховен симфония номер 5 и Прокофьев симфония номер 1 классическая) 3) есть ли в симфониях названия? 4)где можно услышать симфонии?
1. Вокальная музыка – музыка, исполняемая…
А) голосом
2. Живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в музыкальных интонациях – это…
Б) музыкальный образ
3. Жанры вокальной музыки:
А) романс, песня, кантата
4. Авторы романса:
Б) А.Варламов, А.Рубинштейн, С.Рахманинов, М.Глинка
5. Великие певцы мира:
В) Ф.Шаляпин, Б.Руденко, Э.Карузо
6. Ф.Шуберт –
А) родоначальник романтизма
7. Жанры народной музыки:
А) частушки, сказки, былины
8. Музыка, исполняемая голосом называется …
В) вокальной
9. Музыкальный образ – это…
В) живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в музыкальных интонациях
10. Жанры инструментальной музыки:
Б) симфония, соната, концерт
11. Авторы романса:
А) А. Рубинштейн, А. Алябьев, А. Лядов
12. Великие певцы мира:
Б) И. Архипова, М. дель Монако, Б. Руденко
13. –
Б) вокальная или инструментальная пьеса романтического характера
14. Жанры русской духовной музыки:
А) духовный концерт, всенощная, молитва