Казахский народ богат песнями и кюями. Русский этнограф и путешественник Потанин говорил, что у казахов, сколько цветов, столько песен и кюев.
До Октябрьской революции наш народ мечтал о свободе, о счастье, о мирном, созидательном труде. Эту мечту он воплотил в песнях. Он гордился своими, сыновьями и дочерьми, творцами музыкальных произведений о борьбе за будущее, за счастливую жизнь.
А их было много. Одним из них и является великий народный композитор, кюиши-домбрист - Курмангазы Сагырбаев.
В начале столетия, в год барса по народному исчислению (1818г.) в урочище Жидели, родился в юрте бедняка Сагырбая, мальчик, которого родители назвали Курмангазы. Отец его, человек тихого нрава, спокойный и уравновешенный, не стремился к большему. Рано появившаяся склонность мальчика к музыке не вызывала у отца сочувствие. В его роду доселе не было ни певцов, ни домбристов. Мать и Курмангазы, Алка, человек яркой индивидуальности и сильной воли, наоборот, разделяла любовь сына к музыке. В роду Алки были одаренные акыны, кюйши, певцы. Поэтому она старалась поддержать маленького Курмангазы в его детских музыкальных затеях. Однако под давлением жестокой нужды уже шести лет Курмангазы был отдан в пастухи. Звуки природы: журчанье рек, свист ветра, раскаты грома, пение птиц, песни и игра пастухов на сыбызгы - наполняли его душу своим очарованьем. В родном ауле Курмангазы с увлечением слушал заезжих кюйши, среди которых особо выделялся кюиши Узак. Узак заметил в юном Курмангазы особый интерес к музыке. Он прослушал его музыку и предсказал ему большое будущее. Курмангазы минуло 18 лет, но он всё ещё пасет стаду. Обуреваемый гневом против хозяина, он бросил байское стадо, взял скакуна и уехал из родного аула. Началась скитальческая жизнь бродячего кюиши. Теперь он: не расстается со своей, любимой домброй. Вместе с Узаком он участвует во многих состязаниях, день за днём развивает своё мастерства и начинает выдвигаться в ряды выдающихся домбристов, овладевая кюями, требующими виртуозного исполнения.
Е. Брусиловский в шестой симфонии "Курмангазы" мастерски использует кюи. Курмангазы "Сары-Арка", "Акбай",. Эта симфония удостоена Государственной премии Казахской ССР.
Творчество композитора является не только великолепным памятником передовой казахской народной культуры, но и входят в многонациональную советскую музыкальную культуру, как её неотъемлемой часть. Оно служит вечно-живым источником, из которого черпают вдохновение новые и новые поколения музыкантов и исполнителей Казахстана.
lele52
19.12.2020
Http://www.skill21.ru/Случайно употребленное Стасовым в 1867 году выражение "могучая кучка" прочно вошло в жизнь и стало служить общепринятым наименованием группы композиторов, куда входили: Милий Алексеевич Балакирев (1837-1910), Модест Петрович Мусоргский (1839-1881), Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887), Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908) и Цезарь Антонович Кюи (1835-1918). Часто "Могучая кучка" именуется "Новой русской музыкальной школой", а также "Балакиревским кружком", по имени её руководителя М.А.Балакирева. За границей эту группу музыкантов называли "Пятёрка" по числу главных представителей. Композиторы "Могучей кучки" выступили на творческую арену в период огромного общественного подъёма 60-х годов 19 века. История создания Балакиревского кружка такова: в 1855 году в Петербург из Казани приехал М.А.Балакирев. Восемнадцатилетний юноша был чрезвычайно одарён в музыкальном отношении. В начале 1856 года он с большим успехом выступает на концертной эстраде в качестве пианиста и обращает на себя внимание публики. Особенно большое значение для Балакирева приобретает его знакомство с В.В.Стасовым. Владимир Васильевич Стасов - интереснейшая фигура в истории русского искусства. Критик, ученый искусствовед, историк и археолог, Стасов, выступая как музыкальный критик, был близким другом всех русских композиторов. Он был связан самой тесной дружбой буквально со всеми крупными русскими художниками, выступал в печати с пропагандой их лучших картин и тоже был их лучшим советчиком и Сын выдающегося архитектора В.П.Стасова Владимир Васильевич родился в Петербурге, образование получил в училище правоведения. Служба Стасова на протяжении всей его жизни была связана с таким замечательным учреждением как публичная библиотека. Ему довелось лично знать Герцена, Чернышевского, Льва Толстого, Репина, Антокольского, Верещагина, Глинку. Стасов слышал отзыв Глинки о Балакиреве: "В...Балакиреве нашел я взгляды, столь близко подходившие к моим". И, хотя Стасов был старше молодого музыканта почти на двенадцать лет, крепко подружился с ним на всю жизнь. Они постоянно проводят время за чтением книг Белинского, Добролюбова, Герцена, Чернышевского, причём Стасов, несомненно, более зрелый, развитой и образованный, блестяще знающий классическое и современное искусство, идейно руководит Балакиревым и направляет его. В 1856 году на одном из университетских концертов Балакирев встречается с Цезарем Антоновичем Кюи, который учился в то время в Военно-инженерной академии и специализировался в области сооружения военных укреплений. Кюи очень любил музыку. В ранней молодости он даже занимался с польским композитором Монюшко. Своими новыми и смелыми взглядами на музыку Балакирев увлекает Кюи, пробуждает в нём серьёзный интерес к искусству. Под руководством Балакирева Кюи пишет в 1857 году скерцо для фортепьяно в четыре руки, оперу "Кавказский пленник", а в 1859 году - одноактную комическую оперу "Сын мандарина". Следующим композитором, присоединившимся к группе "Балакирев - Стасов - Кюи", был Модест Петрович Мусоргский. К моменту своего вступления в балакиревский кружок он был гвардейским офицером. Сочинять стал очень рано и очень скоро осознал, что должен посвятить свою жизнь музыке. Недолго думая, он, будучи уже офицером Преображенского полка, решил выйти в отставку. Несмотря на молодость (18 лет), Мусоргский проявлял большую разносторонность интересов: занимался музыкой, историей, литературой, философией. Его знакомство с Балакиревым произошло в 1857 году у А.С.Даргомыжского. Всё поразило Мусоргского в Балакиреве: и его наружность, и яркая своеобразная игра, и смелые мысли. Отныне Мусоргский становится частым посетителем Балакирева. Как говорил сам Мусоргский, "перед ним раскрылся новый, неведомый ему до сих пор мир". В 1862 году к бал
Казахский народ богат песнями и кюями. Русский этнограф и путешественник Потанин говорил, что у казахов, сколько цветов, столько песен и кюев.
До Октябрьской революции наш народ мечтал о свободе, о счастье, о мирном, созидательном труде. Эту мечту он воплотил в песнях. Он гордился своими, сыновьями и дочерьми, творцами музыкальных произведений о борьбе за будущее, за счастливую жизнь.
А их было много. Одним из них и является великий народный композитор, кюиши-домбрист - Курмангазы Сагырбаев.
В начале столетия, в год барса по народному исчислению (1818г.) в урочище Жидели, родился в юрте бедняка Сагырбая, мальчик, которого родители назвали Курмангазы. Отец его, человек тихого нрава, спокойный и уравновешенный, не стремился к большему. Рано появившаяся склонность мальчика к музыке не вызывала у отца сочувствие. В его роду доселе не было ни певцов, ни домбристов. Мать и Курмангазы, Алка, человек яркой индивидуальности и сильной воли, наоборот, разделяла любовь сына к музыке. В роду Алки были одаренные акыны, кюйши, певцы. Поэтому она старалась поддержать маленького Курмангазы в его детских музыкальных затеях. Однако под давлением жестокой нужды уже шести лет Курмангазы был отдан в пастухи. Звуки природы: журчанье рек, свист ветра, раскаты грома, пение птиц, песни и игра пастухов на сыбызгы - наполняли его душу своим очарованьем. В родном ауле Курмангазы с увлечением слушал заезжих кюйши, среди которых особо выделялся кюиши Узак. Узак заметил в юном Курмангазы особый интерес к музыке. Он прослушал его музыку и предсказал ему большое будущее. Курмангазы минуло 18 лет, но он всё ещё пасет стаду. Обуреваемый гневом против хозяина, он бросил байское стадо, взял скакуна и уехал из родного аула. Началась скитальческая жизнь бродячего кюиши. Теперь он: не расстается со своей, любимой домброй. Вместе с Узаком он участвует во многих состязаниях, день за днём развивает своё мастерства и начинает выдвигаться в ряды выдающихся домбристов, овладевая кюями, требующими виртуозного исполнения.
Е. Брусиловский в шестой симфонии "Курмангазы" мастерски использует кюи. Курмангазы "Сары-Арка", "Акбай",. Эта симфония удостоена Государственной премии Казахской ССР.
Творчество композитора является не только великолепным памятником передовой казахской народной культуры, но и входят в многонациональную советскую музыкальную культуру, как её неотъемлемой часть. Оно служит вечно-живым источником, из которого черпают вдохновение новые и новые поколения музыкантов и исполнителей Казахстана.