При первом же обращении к сюжету будущей оперы в сознании композитора оказались неразрывно связаны две разные народные легенды — о невидимом граде Китеже и о святой Февронии Муромской. Чутье авторов уловило в них нечто существенное, что объединяло их. Однако, как замечает В. И. Бельский в предисловии к изданию партитуры, «для обширного и сложного сценического произведения рассеянных в этих источниках черт недостаточно. По этой причине были необходимы многочисленные и далеко идущие дополнения, которые, однако, автор рассматривал лишь как попытку по отдельным обрывкам и намекам угадать целое, сокрытое в глубине народного духа». Дальнейшая разработка сюжета велась с привлечением огромного свода разнообразных материалов. В итоге родилось произведение, в котором «не найдется ни одной мелочи, которая так или иначе не была навеяна чертою какого-либо сказания, стиха, заговора или иного плода русского народного творчества»[6]. Среди источников текста были:
«Китежский летописец», сообщенный Мелединым и отпечатанный в замечаниях Бессонова к IV выпуску собрания песен Киреевского, там же различные устные предания о невидимом граде Китеже;
Повесть о Петре и Февронии Муромских;
Повесть о Горе-Злосчастии;
Мельников-Печерский П. И. «В лесах», роман;
Ипатьевская и Лаврентьевская летописи;
Короленко В. Г. «Светлояр», очерк;
Майков А. Н. «Странник», драматический этюд.
Получившееся либретто отличается выдающимися литературными качествами. Оно было выдвинуто академиком А. Ф. Кони на соискание Пушкинской премии и отклонено только по формальным основаниям (публикация ранее сроков, установленных для получения премии)[7].
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Можно ли усмотреть моменты образного сходства между Симфонией № 6 Г. Канчели и картиной Г. Климта «Музыка»? В чём это проявляется
До 2017 года ЛСП были дуэтом, в котором вместе с Олегом состоял Роман «Англичанин» Сащеко. Рома умер 30 июля 2017-го, ему было 29 лет. Вместе они успели выпустить релизы «ЁП», «Виселицца», Romantic Collegtion, Magic City и Tragic City, а также совместный релиз с еще одним героем нового поколения Pharaoh — «Кондитерская EP».
Музыка ЛСП — это рэп, который не стесняется выходить за рамки жанра и экспериментировать над собой. Песня «Маленький принц» (первая для ЛСП после смерти Англичанина) — пронзительная , не имеющая ничего общего с хип-хопом.
Контрасты — одна из главных особенностей ЛСП. Если музыка их песен может казаться веселой и легкомысленной, то тексты — это мрачная стенограмма жизни сегодняшнего общества, в которой намного больше верных мыслей и замечаний, чем вы ожидали от рэп-артиста. Некоторые примеры — ниже.
«Винегрет»
«У меня есть личный бэкграунд, жизненный опыт, который я пропускаю через свое мировоззрение и багаж литературы, придавая ему какую-то другую форму», — так подход к творчеству Олег описывал в одном из старых интервью.
И насколько удачно российский писатель Алексей Иванов передал чувство потерянности в жизни школьного учителя-алкоголика в романе «Географ глобус пропил», настолько то же чувство в песне «Винегрет» передал и ЛСП.
Здесь и разбитые мечты школьников: девочка Лена хотела стать ветеринаром — но оказалась уборщицей в универмаге. И мрачная, но очень жизненная история, в которой главный классный шутник Женя становится наркодилером, подсаживает на иглу одноклассника Колю, а позже сам садится в тюрьму. И подростковая беременность, где одна из героинь по имени Юля была беременна уже к выпускному, а спустя пару лет пристроила в приют уже двоих детей.
Песня «Винегрет» — это художественный вымысел, который, тем не менее, отлично описывает вполне реальные проблемы нашего общества. И в каждом выпускном классе точно были свои Лены и Жени — только уже со своими, возможно, даже более страшными, историями.