1)1936 год. Композитор стремился, по его словам, «создать национальную по форме оперу, используя достижения современной музыкальной культуры». В этом ему глубокое знание азербайджанского фольклора: в то же время он трудился над капитальным научным исследованием «Основы азербайджанской народной музыки» (завершено в 1945 году). Работая над «Кёр-оглы», композитор изучал также музыку той эпохи, в которую развертывается действие оперы; балетные сцены, по словам автора, «написаны в стиле музыки XVII века».
Премьера оперы состоялась 30 апреля 1937 года в Баку в Театре оперы и балета имени М. Ф. Ахундова. Через год опера была показана в Москве на декаде азербайджанского искусства. Произведение вошло также в репертуар оперных театров Туркмении, Армении и Узбекистана.
СЮЖЕТ
Весеннее утро. На зеленеющих полях южного Азербайджана работают крестьяне. Невесело у них на душе. Народ измучен непосильным трудом и непрестанными поборами, чинимыми его могущественным властелином — жестоким Гасан-ханом. Вот и сам хан со своими приближенными. При его появлении крестьян разгоняют кнутами. Гасан-хан требует поймать для него лучшего коня. Но старик-табунщик Алы на свою беду уже угнал коней на пастбище. Напрасно он пытается объяснить, что сделал это без злого умысла, — хан велит ослепить старца. Сыну Алы Ровшену сообщает о несчастье его возлюбленная Нигяр. Теперь ты — Кёр-оглы (сын слепца), — горестно говорит старый табунщик сыну. Скорбь и гнев охватывают крестьян. Ровшен, принявший новое имя — Кёр-оглы, призывает народ отомстить хану за все его злодеяния и поднять восстание. Крестьяне полны решимости начать борьбу. Избрав Кёр-оглы своим предводителем, они уходят в горы. Нигяр по возлюбленного остается, чтобы сообщать восставшим о всех замыслах врага.
В пышных покоях Гасан-хан с почестями принимает гостя — турецкого пашу Эхсана. Встревоженные набегами повстанцев, они решили покончить с недавней враждой и заключить военный союз. Веселье прерывается появлением сборщиков подати. В страхе они докладывают, что Кёр-оглы со своим отрядом отнял всю собранную подать. Посовещавшись с полководцами, Гасан-хан решает двинуть на мятежников большое войско. Но шут Телхек заявляет, что нужен всего-навсего лишь один хитрец. Если похитить у Кёр-оглы его любимую лошадь, то он всюду будет ее разыскивать. И тогда совсем нетрудно будет схватить бунтовщика. Хитроумный план всем понравился. За его выполнение берется богатый сановник Гамза-бек. Но он ставит условие — в награду Гасан-хан должен дать ему красавицу Нигяр. Явившись по требованию хана, Нигяр узнает о коварном замысле. Она тайно отправляет своего брата Эйваза предупредить Кёр-оглы.
Военный лагерь повстанцев в крепости Ченли-бель, расположенной в неприступных горах. Кёр-оглы с группой воинов возвращается из очередного успешного похода. С ними пришло пополнение — бедняки из Армении, Грузии, Курдистана. В разгар торжества по случаю новой победы на площади появляется Гамза-бек, переодетый нищим. Он умоляет дать ему приют — хан вконец разорил его. Узнав, что пришелец был конюхом, доверчивый Кёр-оглы поручает ему уход за своим конем Кыр-атом. Тщетно друзья предостерегают его — вдруг это шпион Гасан-хана! Но Кёр-оглы спокоен — в таком случае Нигяр предупредила бы его. Вечереет. Начинается гроза. Воспользовавшись непогодой и безлюдьем, Гамза-бек уводит Кыр-ата и скрывается в темноте. Караульные подымают тревогу, но уже поздно.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ТРЕХЧАСТНОЙ ФОРМЫ ……………………... 5
1.1 Понятие, структурные элементы, функции частей музыкальной формы.……………………………………………………. 5
1.2 Понятие простой трехчастной формы в музыкальном произведении………….………………………………………..………… 10
ГЛАВА 2. ПРОСТАЯ ТРЕХЧАСТНАЯ ФОРМА В ДЕТСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЧАЙКОВСКОГО …...……………………………… 17
2.1 Пьесы Чайковского, написанные в простой трехчастной форме …..……………………………………… 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….. 26
ВВЕДЕНИЕ
Простая трехчастная форма возникла в песенной и танцевальной музыке в 13 в. Позже изредка применялась в жанрах старинных танцев сюит. В творчестве венских классиков простая трехчастная форма встречается в основном как форма части сочинения, например в вариациях, рондо, сложной трехчастной форме, также часто - как форма самостоятельного вокального сочинения или формы куплета [11].
Простая трехчастная форма - одна из наиболее распространенных в музыке начиная с XVII в. Широкое распространение этой формы в самом разном качестве обусловлено ее особой устойчивостью и естественностью для восприятия. Этими свойствами трехчастная форма обязана следующим факторам:
1) совпадению фаз, как минимум, двух из трех ритмов, обеспечивающему внутреннюю непротиворечивость формы;
2) эффекту возвращения в репризе, создающему законченность особого рода (возвращение - один из универсальных признаков завершения в искусстве) [4].
Совпадение ритмических фаз образуется благодаря структуре, представляющей собой сочетание трех частей, соизмеримых с периодом. Поэтому и структурный ритм становится трехфазным, совпадая в границах либо с тематическим, либо с тональным, а иногда с тем и другим вместе.
Форма встречается в небольших инструментальных произведениях, таких, как прелюдии, ноктюрны, танцы, марши, пьесы с программными названиями, песни, романсы, арии и т. д.. Трехчастная форма встречается и в замкнутых отдельных частях циклических сочинений (сонаты, симфонии). Кроме того, простая трехчастная форма может входить, как составная часть, в более крупное целое (сложная трехчастная форма, рондо, реже — сонатная форма, в частности - форма партий)[3].
Огромное количество примеров на простую и сложную 3-х частную форму содержится в произведениях П.И.Чайковского. В качестве примера возможно рассмотрение оперы «Пиковая дама», циклов «Времена года» и «Детского альбома».
Объект исследования – простая трехчастная форма.
Предмет исследования – детские произведения П.И. Чайковского, написанные в простой трехчастной форме.
Цель исследования – рассмотреть произведения П.И. Чайковского, написанные в простой трехчастной форме.
Задачи исследования:
Изучить научно-методическую литературу по теме исследования, определив понятие, структурные элементы и функции частей музыкальной формы;
Дать определение простой трехчастной форме в музыкальном произведении;
Выделить произведения П.И. Чайковского, написанные в простой трехчастной форме.
В зависимости от типа формы произведение может строиться на одной, двух или нескольких темах.
Мотив – это наименьшая часть темы напоминать о ней, существуя отдельно от темы. Наряду с мотивами в теме можно обнаружить элементы, не обладающие свойством напоминания темы, но структурно сопоставимые с мотивом. Это так называемые немотивные образования [3].
Тема и мотив являются смысловыми элементами музыкальной речи.
Музыкальная форма складывается из частей, которые могут быть отделены друг от друга или связаны между собой.
Момент раздела между частями произведения называется цезурой. К признакам цезур относятся:
1) повторность мелодико-ритмических фигур;
2) паузы;
3) ритмические остановки;
4) кадансы;
5) смены тональности, тембра, регистра, динамического оттенка и т.п.
«Песенка жаворонка». Это тонкая живописная зарисовка, окрашенная светлым радостным настроением; лишь в средней части появляется налет грусти. Она вся от начала до конца пронизана птичьим пением [1]. Пьеса написана в трехчастной форме. Первая часть период. С тематической точки зрения повторного строения; с гармонической – модулирующий в параллельную тональность; со структурной точки зрения квадратный, состоящий из двух предложений (4+4) [5]. Средняя часть представляет собой построение типа переход. В средней части ничто не противостоит трехдольности: здесь мелодия не борется с аккомпанементом, а полностью с ним сливается. При таком господстве трехдольного метра начинает «просвечивать» наиболее любимая Чайковским его разновидность – вальсообразность. В третьей части, в целом повторяющей первую, изменено окончание с тем, чтобы утвердить основную тональность [16].
Таким образом, можно сделать вывод, что многие пьесы «Детского альбома» написаны в простой трехчастной форме
Вроде все.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
III. Подчеркни лишнее. 1. а. Симфония, б. Концерт, в. Вокализ, г. Сюита. 2. а. М.И.Глинка, б. П.И.Чайковский, в. И.С.Бах, г. М.П.Мусоргский. 3. а. Аллегро, б. Престо, в. Адажио, г. Престиссимо. 4. а. Тенор, б. Контральто, в. Бас, г. Баритон. 5. а. Реприза, б. Экспозиция, в. Рефрен, г. Разработка
1. Симфония
2. И.С. Бах
3. Аллегро
4. Контральто
5. Экспозиция