elbabitch2014
?>

1.Какие особенности творчества О. Мессиана свидетельствуют о его философской направленности? 2.Какие идеи и смыслы претворяются в «Турангалиле-симфонии» О. Мессиана? 3.При произведения обратите внимание на оркестровку, выразительность отдельных тембров. Группа каких музыкальных инструментов является приоритетной во фрагменте «Ликование звёзд»? Подумайте почему. 4.В чём вы видите черты образного сходства и отличия между двумя произведениями искусства – музыкальным фрагментом «Сад сна любви» О. Мессиана и картиной «Жёлтая нирвана. Кувшинки» К. Моне?

Музыка

Ответы

svetavalera

Объяснение:

Обращение к вечным темам искусства, идеям Божественного присутствия, космоса, Вселенной мы находим в творчестве выдающегося французского композитора ХХ века – Оливье Мессиана. Композитор-эрудит (эрудит – человек, обладающий начитанностью, глубокими познаниями в какой-нибудь области науки), композитор-философ (философ – здесь: мыслитель, занятый разработкой вопросов мировоззрения), Мессиан воплощал в своих произведениях глубокие и значительные концепции (концепция – система взглядов на что-нибудь).

Так, идея Бога – в религиозном, философском, этическом значениях – неизменно присутствует в большинстве его сочинений. «Я имею счастливую судьбу быть католиком, я родился верующим… и священные тексты поражали меня уже в раннем детстве. Некоторое число моих сочинений направлено к высокому свету теологических (теология – церковное учение о Боге) истин… Это наиболее благородная область моей деятельности, наиболее сильная, единственная, о которой я, возможно, не буду сожалеть даже в час своей кончины», говорил композитор.

Его называли: сын Франции и всего мира. Оливье Мессиан - один из самых ярких, универсальных и своеобразных музыкантов ХХ века. Современникам казалось, что творческий путь Мессиана был спокоен и тих, ведь всю жизнь он был верен двум занятиям - музыке и орнитологии, а историки музыки нередко сравнивают его с Бахом. Будучи примерным католиком, значительную часть своей жизни он проработал церковным органистом, написавшим немало произведений духовного содержания.

Оливье Мессиан - композитор, который придумал свою музыкальную и мировоззренческую Вселенную, свой музыкальный и ритмический порядок, при этом сам уверял, что не придумал ничего нового.

Человек огромной культуры, энциклопедических знаний, он был известен также как большой знаток культуры Древнего Востока, в частности Индии, Древней Греции, а также европейского Средневековья.

Ещё одна тема отражает увлечение Мессианом неевропейскими культурами. Мир древних цивилизаций Азии, Африки, Южной Америки с их своеобразной и глубокой философией определил искания композитора на протяжении ряда лет.

Среди вершинных произведений неевропейской направленности стала «Турангалила-симфония», написанная Мессианом после изучения древнеиндийского ритмического трактата. «В те годы я не понимал санскрита (санскрит – литературный язык Древней Индии) … Мой друг индиец перевёл эти тексты, что позволило мне узнать заключённые в каждом индийском ритме космические и религиозные символы».

Название симфонии – Турангалила – имеет древнее происхождение. Туранга – в переводе с санскрита – это бегущее время (бегущее как галоп коня); движение и ритм. Лила – есть игра творения, игра жизни и смерти. Кроме этого, лила означает любовь. В одновременности турангалила воплощает такие смыслы, как песнь любви, гимн радости, времени, движению, ритму, жизни и смерти.

Грандиозный смысл философской концепции Мессиан воплощает в десяти-частном симфоническом цикле, длящемся около полутора часов. Основу музыкального сюжета составляют экзотические мотивы, идеи вселенской («сверхчеловеческой», по определению композитора) радости, состояния нирваны (нирвана – в мистическом учении буддистов: состояние полного покоя, блаженства, состояние, понимаемое как освобождение от жизненных забот), темы любви.

Очевидно, что столь масштабное содержание потребовало особой организации. Так, драматургия произведения складывается вокруг двух итоговых кульминационных центров, какими являются V и Х части (их названия – «Ликование звёзд» и Финал).

«Ликование звёзд» (№ 5) – ярчайшая часть симфонии, которая вызывает в восприятии слушателя не только звуковые, но и очевидные зрительные образы. Мы наблюдаем космическую игру Вселенной, в которой вся живая и неживая природа участвует в едином грандиозном действе.

Разительный контраст привносит звучание шестой части. Стремительное время, буквально несущееся в предшествующей кульминационной части, здесь как бы останавливается. Динамика становится статикой, действие – состоянием. Происходит погружение в атмосферу полного покоя, неги, райского наслаждения, точно выраженного в названии фрагмента «Сад сна любви».

Огромная роль в создании музыкального образа отводится ритму. Композитор претворяет особенности древнеиндийской ритмики с её стремлением к свободной импровизационности. Во многом это достигается благодаря своеобразной игре длительностей. Они то увеличиваются, то уменьшаются, в результате чего ритмическое движение музыки непрерывно изменяется.

Такое нескончаемое ритмическое варьирование при повторности музыкальных тем рождает эффект длящегося состояния, прямо отражающего образный замысел композитора.
Сергей

Классика в джазе и джаз в классике

Не признать, не полюбить искусство Валерия Гроховского невозможно. Приезжая к нам на фестиваль «Белые ночи Карелии» и между фестивальными событиями, он неизменно радует новыми программами, знакомит с коллегами по цеху и доставляет радость общения.

Гроховский не отделен от слушателей непреодолимой преградой: в недолгих паузах между исполнением он что-то поясняет, шутит, делая это легко и непринужденно, создавая дополнительно атмосферу искреннего доброжелательства. Поэтому, если кто-то и приходит на концерт без соответствующего настроения, уходит несомненно вдохновленным.

28 апреля Большой зал консерватории пригласил на программу под названием «Классика в джазе и джаз в классике». Валерий Гроховский на сей раз возглавил джазовое трио в ансамбле с Александром Ивановым – ударные и Владимиром Кольцовым-Крутовым – контрабас.

Встреча джаза с классикой произошла давно: уже в 20-е годы минувшего столетия мастера джаза стали использовать классические мелодии в качестве исходной темы для импровизации или обрабатывать в джазовой манере популярные классические произведения. Напомню о первом художественном руководителе и главном дирижере нашего симфонического оркестра Леопольде Теплицком. В 1926 году он был отправлен в США, где и познакомился с джазовой культурой и буквально заболел джазом. Вернувшись в Ленинград, Теплицкий создал джаз, прозванный «профессорским», поскольку главными участниками его стали преподаватели консерватории он недолго, но это был убедительный прецедент. Теперь имя Теплицкого носит джазовый фестиваль, созданный и регулярно проходящий в столице Карелии.

Валерий Гроховский – выдающийся джазмен, но начинал он как академический пианист. В 1989 году участвовал в Международном конкурсе имени Ф. Бузони в Италии и завоевал призовое место. В студенческие годы увлекся джазом, изучая его теорию и практику, но с серьезной музыкой не расставался. Более того, в 1991 году он был приглашен на педагогическую работу в США, откуда вернулся на родину только через десять лет. С тех пор его исполнительская деятельность идет по двум колеям и параллельно, и пересекаясь, и сливаясь.

В концерте на фестивале «Белые ночи Карелии» Гроховский вместе с коллегами представил и чисто джазовую классику, и джазовые обработки произведений Баха, Моцарта и Мендельсона. Что касается первой названной части программы, то при определенной характерности исполняемых джазовых композиций, присущей стилю, в манере Гроховского есть особые индивидуальные качества, которые делают его искусством с «лица не общим выраженьем». Это не лирика как всеопределяющее достоинство его мироощущения, но неповторимые поэтичность, мягкость и теплота. Думается, этим определяется и его выбор классических сочинений для перевода их в джазовую стихию, хотя возможны и другие варианты, в частности, музыка, требующая виртуозной интерпретации. Эта сторона исполнительства Гроховского поистине безупречна. И еще одна непременная составляющая искусства пианиста – безукоризненный вкус. Не любое произведение можно переводить на другой язык так, чтобы за новыми ритмами оно не потеряло главного. В этом и необходимы вкус и чувство меры, что было продемонстрировано в полной мере.

Очень удачно в новом облике прозвучал «Свадебный марш» Мендельсона. Наверное, из тем этого композитора многие подходят для переселения в джаз. Совершенно органично соединился с новыми ритмами и фа минорный (№ 5) фортепианный концерт Иоганна Себестьяна Баха, причем, все три его части! Это было удивительно и замечательно. Ну что ж, джаз давно облюбовал наследие этого композитора, из того, что приходится иногда слышать, альянс, как правило, складывается успешно. Это и понятно, ведь Бах для музыкантов – «наше всё», музыка на все времена. Казалось бы и Моцарт не менее податлив к встречам с джазом, но, видимо, в его кажущейся есть какие-то непреодолимые препятствия. Разумеется, не всегда, но предложенная соната Си-бемоль мажор получилась менее интересной. Поскольку джаз являет собой искусство импровизации, конкретные исполнения разнятся, а значит, возможны и другие варианты. К тому же восприятие каждого из нас достаточно субъективно.

У Гроховского всегда отличные партнеры. Они составляют не только высококлассный ансамбль, но и неоднократно демонстрируют в своих соло виртуозное мастерство. Какую блестящую сольную каденцию на ударной установке присоединил к Моцарту Александр Иванов! Контрабас не обладает эффектностью ударных, но Владимир Кольцов-Крутов доказал, что у этого инструмента есть особые выразительные средства, присущие только струнной смычковой группе, почему контрабас и незаменим в таком ансамбле. Не акцентируя на себе внимания, он создает атмосферу особого шарма звучания.

Группа Гроховского доставила большое удовольствие слушателям, их реакция на исполнение, как и полагается в концертах этого жанра, была естественно спонтанной и искренней.

tanyaandreeva728

Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева op. 64 — балет в 3 актах, 9 картинах с прологом и эпилогом. Либретто Леонида Лавровского, Адриана Пиотровского, Сергея Прокофьева и Сергея Радлова по одноимённой трагедии Уильяма Шекспира. Премьера балета в сокращённой версии (на музыку первой и второй оркестровых сюит) состоялась в 1938 году в Брно (Чехословакия). Полностью балет был впервые поставлен в Кировском театре в Ленинграде в 1940 году (балетмейстер Л. М. Лавровский, в главной роли — Г. С. Уланова). «Ромео и Джульетта» Прокофьева — один из самых популярных балетов двадцатого столетия[1]. Ещё до премьеры, в 1936 году, на основе музыки балета Прокофьев написал две оркестровые сюиты, к которым в 1946 году добавил третью. Оркестровые сюиты, которые носят одинаковое название — «Ромео и Джульетта», относятся к числу самых популярных сочинений композитора.

Ответить на вопрос

Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:

1.Какие особенности творчества О. Мессиана свидетельствуют о его философской направленности? 2.Какие идеи и смыслы претворяются в «Турангалиле-симфонии» О. Мессиана? 3.При произведения обратите внимание на оркестровку, выразительность отдельных тембров. Группа каких музыкальных инструментов является приоритетной во фрагменте «Ликование звёзд»? Подумайте почему. 4.В чём вы видите черты образного сходства и отличия между двумя произведениями искусства – музыкальным фрагментом «Сад сна любви» О. Мессиана и картиной «Жёлтая нирвана. Кувшинки» К. Моне?
Ваше имя (никнейм)*
Email*
Комментарий*

Популярные вопросы в разделе

abdulhakovalily22
avon-central
luza5
andr77716
papanovar
fotomuha1
Елена Ирина
krasnobaevdj3
axo4937
Дмитрий1974
elyashatdinova
rechkai64
aleksandramir90
ddavydov1116
sherifovaelina