В Италии начало новой эпохи наступило для музыкального искусства в XIV веке. Нидерландская школа сложилась и достигла первых вершин в XV веке, после чего её развитие все ширилось, а влияние так или иначе захватывало и мастеров иных национальных школ. Признаки Возрождения отчётливо проявились во Франции в XVI веке, хотя её творческие достижения были велики и бесспорны ещё в предыдущие столетия.
Лоренцо Коста. «Концерт» — картина эпохи Возрождения
К XVI веку относится подъём искусства в Германии, Англии и некоторых других странах Западной Европы. Со временем новое творческое движение распространилось и на страны Восточной Европы[1].
Музыкальные инструменты
В концертной жизни начала эпохи Ренессанса основным инструментом был орган, но с течением времени состав музыкальных инструментов значительно расширился, к уже существовавшим струнным и духовым добавились новые разновидности. Например, виолы — семейство струнных смычковых. По форме они напоминают инструменты современного скрипичного семейства (скрипку, альт, виолончель) и, возможно, являются их предшественниками (сосуществовали в музыкальной практике до середины XVIII столетия). Однако же они имеют важное отличие. Виолы обладают системой резонирующих струн; как правило, их столько же, сколько и основных (шесть-семь). Колебания резонирующих струн делают звук виолы мягким, бархатистым, но инструмент трудно использовать в оркестре, так как из-за большого числа струн он быстро расстраивается.
В семействе виол выделяются три основных типа. Виола да гамба — большой инструмент, который исполнитель ставил вертикально и зажимал с боков ногами (итальянское слово gamba означает «колено»). Две другие разновидности — виола да браччо (от итал. braccio — «предплечье») и виоль д’амур (фр. viole d’amour — «виола любви») были ориентированы горизонтально, и при игре их прижимали к плечу. Виола да гамба по диапазону звучания близка к виолончели, виола да браччо — к скрипке, а виоль д’амур — к альту.
Среди щипковых инструментов Возрождения центральное место занимает лютня (польск. lutnia, от араб. альуд — «дерево»). В Европу она пришла с Ближнего Востока в конце XIV века, а уже к началу XVI столетия для этого инструмента был создан богатый репертуар; прежде всего под аккомпанемент лютни исполняли песни. Впрочем, для лютни было создано и большое количество инструментальных произведений.
У лютни короткий корпус; верхняя часть плоская, а нижняя напоминает полусферу. К широкой шейке приделан гриф, разделённый ладами, а головка инструмента отогнута назад почти под прямым углом. При желании можно в облике лютни увидеть сходство с чашей. Двенадцать струн группируются парами, а звук извлекают как пальцами, так и специальной пластинкой — плектром.
В XV—XVI столетиях возникли различные виды клавишных. Основные типы таких инструментов — клавесин, клавикорд, чембало, вёрджинел — активно использовались в музыке Возрождения, но их настоящий расцвет наступил позже. ну если ко ответу то книгапечения
Знание драматургических функций музыки в театрализованном представлении как важный компонент формирования музыкально-постановочных умений будущего режиссера
Тюменская государственная академия культуры и искусств
Музыкальное образование — это необходимый профессиональный атрибут режиссера. К сожалению, данная позиция остается лишь постулатом, который не получает детальной методической разработки в практике подготовки специалистов в области режиссуры. Большинство работ, так или иначе связанных с музыкальным оформлением зрелищных видов искусств, посвящены описанию практического опыта режиссеров в данном направлении, ряд других носят более обобщающий характер, что дает возможность выделить некоторые принципы музыкального оформления. При этом остается не затронутым педагогический аспект, который бы дал возможность ответить на вопрос, как раскрыть музыкальность, сформировать музыкально-режиссерский слух или что-то иное, что даст режиссеру возможность грамотно формировать музыкальную партитуру спектакля, театрализованного представления. В связи с тем, что нет четкого определения музыкально-постановочных умений режиссера, мы решили ввести данное определение в обиход наших рассуждений. Первоначально следует обратиться к характеристике содержанию режиссерской деятельности. «Режиссер» — (франц. régisseur, от лат. rego — управляю), творческий работник зрелищных видов искусства (театр, кино, телевидение, цирк, эстрада). Режиссер осуществляет постановку пьесы (инсценировки, оперы, балета, концертной или цирковой программы) на сценической площадке. В современных зрелищных искусствах часто называется режиссером-постановщиком или просто постановщиком. Режиссер, руководящий творческой работой всего театра (или иного зрелищного коллектива) называется главным режиссером» [2]. Исходя из данного определения, мы видим важность понятия постановки в деятельности режиссера.Для того чтобы более подробно осветить и раскрыть драматургические функции музыки в театрализованном представлении, необходимо обратиться к характеристике понятия «музыкальная драматургия». Каждое произведение, которое получает сценическое воплощение, имеет свою драматургию. Драматургия — это «столкновение и взаимодействие различных характеров в их развитии» [8, с. 26]. Театрализованное представление характеризуется наличием двух драматургий: сценарная драматургия и музыкальная драматургия.
Сценарная драматургия определена литературным текстом, который описывает событийную последовательность, ситуации, в которых проявляют себя и развиваются характеры персонажей. Музыкальная драматургия театрализованного представления складывается из столкновения различных музыкальных характеристик и их развития, которыми наделены действующие лица, события и ситуации. Музыкальная драматургия театрализованного представления близка музыкальной драматургии произведений музыкально-сценического жанра (опере, балету, оперетте).
«Музыкальная драматургия — система выразительных средств и приёмов воплощения драматического действия в произведениях музыкально-сценического жанра (опере, балете, оперетте). В основе музыкальной драматургии лежат общие основы драмы как одного из видов искусства: наличие ясно выраженного центрального конфликта, раскрывающегося в борьбе сил действия и противодействия, определенная последовательность этапов раскрытия драматического замысла (экспозиция, завязка, развитии, кульминация, развязка). Эти общие закономерности находят специфическое преломление в каждом из видов музыкально-драматического искусства соответственно природе их выразительных средств. В опере происходящее на сцене выражается музыкой, то есть пением действующих лиц и оркестром. В балете, танцем, пантомимой и оркестром. Вместе с тем и в том и в другом случае музыка является главным обобщающим средством, носителем сквозного действия, она не только комментирует отдельные ситуации, но и связывает все элементы драмы воедино, выявляет все скрытые стороны поведения действующих лиц, их сложные внутренние взаимоотношения, часто непосредственно выражают главную идею произведения. Ведущая роль музыки в опере и других видах музыкально-драматического искусства определяет ряд особенностей их композиции, отличной от построения литературной драмы. Специфика музыкальной драматургии проявляется в большей сжатости и лаконизме либретто в сравнении с литературной драмой. Еще более условный и обобщенный характер свойственен балетному сценарию, поскольку язык жестов и пластики не обладает той степенью дифференцированности и смысловой определенности, которые присущи словесной речи. Существуют смешанные формы музыкальной драматургии, соединяющие элементы оперы и словесной драмы (оперетта, зингшпиль)» [2].
Объяснение:
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Что прежде всего показывает исполнителем дирижер хора
ответ:Он показывает Дыхание
Объяснение: