Прелюдии Шопена
Слово «прелюдия» на латинском языке означает «вступление».
В старинной музыке она действительно выполняла скромную роль вступления к чему-то важному: к пению хорала, к фуге, сонате или ещё какой-нибудь пьесе.
В XVIII веке инструментальные прелюдии начали не только предварять другие пьесы, но и создаваться как самостоятельные произведения. Это, например, органные хоральные прелюдии И. С. Баха (использующие мелодии григорианского хорала). Одновременно в его творчестве утвердился «малый» цикл «прелюдия - фуга». А в двух томах «Хорошо темперированного клавира» им были созданы два «больших» цикла из 24 прелюдий и фуг во всех мажорных и минорных тональностях.
В творчестве Шопена прелюдия совершенно изменила свои назначение и цель. Каждая из его прелюдий – законченное целое, в котором запечатлён один образ или настроение.
Шопен создал своеобразный цикл из 24 прелюдий, написанных во всех мажорных и минорных тональностях. Они похожи на альбом кратких музыкальных записей, отражающих внутренний мир человека, его чувства, мысли, желания. Недаром замечательный русский пианист А. Г. Рубинштейнназвал прелюдии Шопена «жемчужинами».
1838 год - важный этап в творчестве Шопена. Он завершил работу над прелюдиями. Долгие годы ушли на их создание. «Шопен создал свои гениальные прелюдии – 24 кратких слова, в которых сердце его волнуется, трепещет, страдает, негодует, ужасается, томится, нежится, изнывает, стонет, озаряется надеждой, радуется ласке, восторгается, снова печалится, снова рвётся и мучается, замирает и холодеет от страха, немеет среди завываний осенних вихрей, чтобы через несколько мигов опять поверить солнечным лучам и расцвести в звучаниях весенней пасторали...» - так поэтично характеризует прелюдии наш с вами соотечественник, русский музыкант Николай Филиппович Христианович.
24 прелюдии Шопен отослал в Париж; их издание тут же вызвало отклик Роберта Шумана, утверждавшего, что «на каждой из них тончайшим жемчугом выведено: это написал Фридерик Шопен, самый неповторимый из гениев современности... Он есть и остаётся самым смелым, самым гордым поэтическим гением нашего времени». В другом отклике на произведения польского гения Шуман говорил: «Произведения Шопена - это пушки, прикрытые цветами...»
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Творческая работа: В чём отличие симфонической драматургии от драматургии оперной
Жило - было Пианино. Когда его создавали, все, трудившиеся над ним люди, по счастливому совпадению были счастливы. Поэтому и Пианино наше звучало как-то по-особенному красиво. Не было ни сухого дребезжания в верхних, ни глухого рокота в нижних октавах. Оно было само совершенство! И сказать вам по секрету, Пианино мечтало стоять на сцене и дарить радость многим людям. О том, что именно в этом состоит счастье для каждого музыкального инструмента, ей рассказал красавец белый Рояль, с которым они рядом стояли на складе.
Но, так как это было просто маленькое Пианино, оно попало к Хозяйке. Хозяйке очень нравилось, как звучит ее Пианино, и сначала они проводили вместе многие часы, вспоминая старые и разучивая новые прекрасные мелодии. Но время шло, у Хозяйки появлялись все новые и новые увлечения, и Пианино стало постепенно забывать свое собственное звучание. Поэтому оно ужасно расстроилось.
А затем вдруг встала вообще проблема расставания. Хозяйке потребовалось переехать в другой город. Причем, взять с собой Пианино не было ну никакой возможности! И тут старый друг Хозяйки – Настройщик - вспомнил, что в местном доме ветеранов и инвалидов старый инструмент пришел в окончательную негодность. Радуясь, что ее вещь попадет «добрые руки», Хозяйка охотно подарила свое прекрасное Пианино тем, кому оно было очень нужно.
Сначала расстроенное Пианино скучало по Хозяйке. Ведь его учили, что музыкальный инструмент должен служить людям. Но Настройщик быстро сделал свое дело: близилось время Концерта. И вот этот день настал. Никогда еще наше Пианино не работало так усердно! Оно певцам взять нужный тон, задавало темп танцорам. И всей своей рамой чувствовало, как исходящие от него звуки идут прямо в распахнутые души, входят в резонанс с их самыми лучшими чувствами и делают людей немного счастливее.
Так, спустя много лет, мечта нашего Пианино наконец-то исполнилась. Оно теперь звучало для многих людей, вызывая на их лицах улыбки радости и слезы сопереживания. Приезжие артисты всегда хвалили его прекрасное звучание. А обитатели дома с нетерпением ждали каждого момента общения с ним. И если бы Пианино теперь встретилось с белым Роялем, им было бы о чем поговорить!