История дирижирования уходит корнями в глубокую древность. Еще у первобытных людей, исполнявших под аккомпанемент примитивных музыкальных инструментов ритуальные танцы, были свои "дирижеры", чаще всего они "дирижировали" разнообразными телодвижениями, а иногда с раковин, отточенных камней или палок.
Когда же музыкальный язык начал усложняться и от дирижера потребовалось не только отстукивание ритма, но и указания на характер исполняемой музыки, главным орудием дирижера стали руки. Теперь дирижер руководил оркестром, ансамблем или хором при движений рук и пальцев. Эту сложную, существующую много столетий систему дирижирования назвали хейрономией.
Слово "хейрономия" греческого происхождения, т.к. эта система дирижирования получила особое распространение в Древней Греции, а точнее - в древнегреческом театре. Здесь дирижерские обязанности выполнял предводитель хора - карифей. Он дирижировал хором и инструментальным ансамблем, сопровождавшим спектакль.
Карифей задавал тон певцам, показывая, когда должны вступать инструменты. Он дирижировал руками, лишь иногда отбивая ритмударами окованной железом подошвы.
Хейрономия продолжала существовать и в период средневековья. Ее приемами пользовались церковные дирижеры. Назывались они по-разному - канторы, магистры - и были окружены большим почетом. Символом их высокого положения был тяжелый, богато отделанный жезл. Во время богослужения кантор или магистр с гордостью помещал этот жезл на самое видное место.
Однако хейрономия была не единственным дирижирования, которым пользовались средневековые музыканты.
В это же время происходит превращение почетного жезла в баттуту - дирижерскую палочку.
Постепенно дирижирование баттутой все больше увлекает музыкантов, и к середине XVI века ее применяют уже наравне с хейрономией.
Но у дирижирования баттутой был недостаток. Многие дирижеры отсчитывали такт ударами баттуты о пюпитр. Оркестр благодаря этому играл более стройно, но постоянные удары мешали слышать музыку. Пытаясь преодолеть ненужный шум, дирижеры часто заменяли баттуту другими предметами: носовым платком, свернутыми в трубку нотами. И к XVIII веку в дирижировании царил полный разброд: каждый дирижировал, как хотел и чем хотел.
А тем временем оркестровое искусство, достигшее значительного расцвета, выдвинуло еще одну систему дирижирования. Главную роль выполнял в ней клавесинист, вокруг которого располагались остальные участники оркестра. Иногда обязанности дирижера брал на себя первый скрипач концертмейстер оркестра.
Вскоре эти два дирижирования - за клавесином и с скрипки и смычка - слились, и появилась новая система двойного дирижирования. При ней оркестром постоянно руководили два дирижера: клавесинист и концертмейстер. Затем эта система еще усложняется. Появляется третий дирижер, который руководит действиями первых двух. Так, с тремя дирижерами впервые исполнялась девятая симфония Беховена.
К началу XIX века клавесин выбыл из состава оркестра. И снова встал вопрос: как и чем дирижировать? Постепенно музыканты приходили к выводу, что дирижер должен быть самостоятельным руководителем оркестра, а не совмещать дирижирование с игрой на каком либо инструменте. Большой вклад в это внесли такие выдающиеся музыканты, как Ференц Лист, Феликс Мендельсон, Людвиг Шпор, Ганс Бюлов, Гектор Берлиоз, Рихард Вагнер.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Проверочная работа 1. В каком театре состоялась премьера рок-оперы «Юнона и авось» 1. Станиславского и Немировича 2. Ленинского комсомола 3. Современник 2. Какую из этих рок-опер написал НЕ А.Рыбников 1. Иисус-христос-Суперзвезда 2. Юнона и Авось 3. Звезда и смерть ХоаккинаМурьеты 4. Моцарт 3. Понтий Пилат–герой рок-оперы 1. Юнона и Авось 2. Звезда и смерть ХоаккинаМурьеты 3. Иисус-христос-Суперзвезда 4. В каком городе Америки произошла встреча героев рок-оперы «Юнона и Авось» 1. Канзас-сити 2. Вашингтон 3. Сан-Франциско 4. Нью-Йорк 5. Николай Резанов находился на службе у русского царя в должности 1. Генерала-Губернатора 2. Военного министра 3. Представителя дипломатической миссии 4. Адмирала флота 6.Тим Райс это 1. Австралийский композитор, создатель рок-опер 2. Английск. Драматург, автор либретто рок-опер 3. Американский исполнитель рок-опер 7. Определение «Музыкально-сценическое произведение, где в ариях исполняемых вокалистами раскрывается сюжет оперы, а на сцене с вокалистами присутствуют и музыканты» 1. Классическая опера 2. Рок-опера 3. Мюзикл 8. Первый исполнитель графа Николая Резанова в рок-опере «Юнона и Авось» 1. Дмиртий Певцов 2. Николай Караченцов 3. Виктор Раков 9. Песня «Ты меня никогда не забудешь» звучит в рок-опере 1. Звезда и смерть ХоаккинаМурьеты 2. Юнона и Авось 3. Иисус-христос-Суперзвезда 4. Тристан и Изольда 10. Андрей Вознесенский –это 1. Драматург, автор либретто рок оперы Иисус-Христос-Суперзвезда 2. Режиссер театра 3. Поэт, автор поэмы «Авось»
ответ:2 1 3 2 3 2 1 3 2 3
Объяснение: