В Центральном музее музыкальной культуры открыта выставка «Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина «Метель», подготовленная Всероссийским музейным объединением музыкальной культуры имени М. И. Глинки к 100-летию со дня рождения Г. В. Свиридова.
Выдающийся композитор Георгий Васильевич Свиридов (1915-1998) известен прежде всего как автор вокальных и вокально-симфонических сочинений. Это песни, романсы, кантаты, оратории, хоровые произведения, повествующие о жизни России ХХ века. Композитор создал немало значимых произведений и в инструментальных жанрах, написал музыку к ряду театральных и кинематографических работ. Есть в творчестве Свиридова и сочинение, написанное в жанре музыкальных иллюстраций: музыка к фильму Владимира Басова «Метель» (1965), снятому по одноимённой повести А. С. Пушкина.
Композитора привлекла идея воссоздать в этой музыке образ провинциальной России XIX века. Это сочинение стало своеобразной ретроспективой давно ушедшей, но милой, привлекательной, вызывающей ностальгию жизни.
Цикл музыкальных иллюстраций к «Метели» состоит из девяти картин, которые следуют сюжету произведения: «Тройка», «Вальс», «Весна и осень», «Романс», «Пастораль», «Военный марш», «Венчание», «Отзвуки вальса», «Зимняя дорога». Композитор, отказавшись от банального музыкального сопровождения событий повести, превратил каждую пьесу в самостоятельное сочинение.
Художественное решение выставки в Центральном музее музыкальной культуры обусловлено сюжетами литературного и музыкального произведений. Акцентами стали три эпизода повести: зимняя дорога, сцена бала и объяснение у ротонды.Объяснение:
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ ЕВРОПЕЙСКОГО ТИПА в Уфимской губернии стали возникать в конце XVIII в. До этого времени в крае функционировали только народные музыкальные традиции. Новые традиции проникают прежде всего в жизнь городов края. Русское дворянское воспитание включало в себя обязательное обучение музыкальной грамоте. Домашнее музицирование было очень распространено. Определенное влияние на культурную жизнь края оказали ссыльные поляки. Они организовывали музыкальные вечера, домашние концерты, сценические композиции. В 1780–1790-е в Уфе часто гастролировали немецкие труппы. В 1762 пышно отмечали создание Уфимского наместничества, на празднике исполнялась духовая и инструментальная музыка, «играние на трубах и литаврах», пел хор архиерейских певчих. Социальный состав уфимцев был пестрым: так называемые мещане, разночинцы, купцы, военнослужащие, духовенство. Но следует подчеркнуть, что Уфа была самым дворянским городом на всем Урале. Так, на долю дворян к 1797 приходилось почти 16% всех уфимских дворов. В дворянских домах устраивались музыкальные вечера и балы, на которых танцевали полонез, менуэт, краковяк, контрданс, экосез, пели романсы и русские песни. Во многих дворянских имениях были крепостные оркестры европейского образца. Известностью пользовались оркестры дворян Тимашевых, Пекарских, Волковых, Селиверстовых и др. В 1819 открывается Благородное собрание в Уфе. Свое место в этом дворянском клубе заняло и различного рода музицирование. В связи с учреждением епархии (1799) и открытием Уфимской духовной семинарии (1800) укрепляются традиции хорового пения. На праздничных церемониях звучит духовная музыка в исполнении архиерейских певчих. Церковное пение преподается в религиозных учебных заведениях края.
Источник: POSREDI.RU - https://posredi.ru/knb_m_muz_trad_evrop.html
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Образно эмоциональная характеристика пьесы Чайковского Мама
Музыка пьесы «Мама» очень простая, но при этом насыщеннная душевными переживаниями. Звучит она как дуэт, в котором нижний голос имеет более теплый тембр, а верхний – ясный, светлый и нежный.
Наверное, такой была в воспоминаниях Петра Ильича его собственная мать. «Детский альбом» был написан незадолго до одной из самых печальных и незабываемых дат в жизни Чайковского – годовщины смерти матери. К произведению есть ремарка автора: «С большим чувством и нежностью». Именно с таким настроением думает ребёнок о своей маме и вспоминает о ней, когда мамы нет рядом.