Почти все актеры, однако, восприимчивы к второстепенным действиям внушения. Каждый актер играет уверенней, правдивей и создает большую иллюзию в костюме, ансамбле и в своей среде. Есть актеры, которые даже дома репетируют в костюмах. Костюм внушает им их роль, сосредоточивает их сознание на роли и устраняет мешающие побочные влияния. Еще больше влияет в этом смысле среда, декорации и т. д.
Но особенно большую роль играют внушения в области наслаждения искусством и понимания его. Каждый наслаждающийся искусством находится под влиянием воспринятых идей, которые владеют его чувством и суждением, подобно внушению. Каждая эпоха имеет свой взгляд на искусство, - одна эпоха восхищается Рафаэлем, другая - Рембрандтом, третья считает Веласкеса величайшим художником, - но кроме того в каждой эпохе образуются тоже отдельные группы и течения, действующие друг на друга внушением в смысле признания; здесь группа идеалистов, там - реалистов, а там - импрессионистов, одна считает музыку Моцарта, другая Брамса, третья Штрауса прекраснейшей музыкой и испытывает полное наслаждение, только слушая свое божество.
Воспринимающая же искусство публика, чье эстетическое благоволение не основывается ни на врожденном чутье, ни на самостоятельном суждении, следует за внушением различных течений, то есть руководствуется прочитанными похвалами или порицаниями. Женская часть нашей публики особенно охотно следует эстетическим внушениям. Например, в такой-то день должен выступить такой-то пианист. Сперва появляются короткие заметки, затем более подробные сообщения, почти соблазнительные извещения, вслед затем статьи эстетического характера, потом разговоры в обществе и, наконец, выступление. Публика идет на концерт под впечатлением внушений; "мастерская игра", "блестящая техника", слышит большей частью то, что ей было внушено, не замечает недостатков, бешено апплодирует и т. д.
Если бы внушения носили противоположный характер, то та же игра вызывала бы у большинства критические замечания и не произвела бы впечатления. В данном же случае чувство критики было приостановлено, и дело дошло до повышения аффектов в духе внушения. Тот же процесс совершается при осмотре картин, чтении стихов, на театральных представлениях и т. д. Никто, конечно, не может быть совершенно самостоятельным в суждениях. Так называемые самостоятельные суждения чрезвычайно редки, остальные же люди судят в большей или меньшей степени в духе внушений, причем не всегда сознают это, так как внушения действуют в подсознании.
Широкой публике, даже образованной, для оценки искусства внушения необходимы, как насущный хлеб. Показательным в этом отношении является господствующее в последнее время увлечение всякими модными течениями, называемыми футуризмом, кубизмом, экспрессионизмом и дадаизмом, и отрицающими все то, что раньше носило высокое название искусства. Теперь, когда искусство стало предметом моды и картины рыночным товаром, в нашу эпоху распада всех традиций, на нелепую мазню стали смотреть, как на откровение, - исключительно потому, что современные художники сумели внушить толпе полупонятными фразами веру в мнимые духовные ценности этого рода живописи.
izumrud153
05.11.2021
В 1831 году вышел первый сборник повестей Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». Особенностью русской, литературы этого времени стало обращение писателей и поэтов к жизни простого народа, его быту и нравам. Многие писатели в своих произведениях описывали своеобразие русского национального характера. Гоголь же, издав «Вечера на хуторе близ Диканьки», открыл читателю совершенно новый, живой и яркий мир украинского народа. Великое мастерство проявил писатель и в описании самобытной украинской природы с ее привольными степями, густыми лесами, свободолюбивыми реками. В повести «Сорочинская ярмарка» перед нами предстает знойный, сверкающий солнцем летний день и красавица река Псел.«Сорочинская ярмарка», как и другие повести сборника, знакомит нас с жизнью украинских крестьян. Искренняя любовь к простому человеку, умение увидеть поэзию в его жизни являются основной ценностью произведений Гоголя.В «Сорочинской ярмарке» нарисована увлекательнейшая картина шумной, наполненной массой разнообразных звуков, играющей яркими красками ярмарки. «Вот истинная веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия! Какая чувствительность!» — писал Пушкин после прочтения «Вечеров». Но, чтобы показать истинную жизнь народа, мало дать представление об окружающей природе и основных проявлениях его быта. Настоящий художник, писатель обязательно раскроет чувства, своеобразные характеры людей, так, как сделал это Гоголь. Мастерство молодого писателя позволило ему создать целую галерею ярких, запоминающихся образов, в которых угадываются характерные национальные черты.В «Сорочинской ярмарке», так же как и в других повестях сборника много забавных сцен, описанных в народном духе, живым образным языком. Гоголь уже в этой книге проявляет свой талант сатирика, ловко высмеивающего слабости своих героев, неприглядные черты их характера. Так, мы смеемся над бессильной злобой мачехи Параски — сварливой бабы из «Сорочинской ярмарки», над ее глупой напыщенностью, щегольством. Смешна и сцена безмерного ужаса, охватившего героев при виде просунувшейся в окно свиной рожи, страшно поводящей глазами.По свидетельству самого Гоголя, типографские рабочие «помирали со смеху», набирая эту книгу. Смех Гоголя в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» — это здоровый смех человека, ценящего прекрасное и не приемлющего пошлость, человека, который верит, что добро и правда восторжествуют над злом.
«Сорочинская ярмарка» в большой степени, чем другие повести цикла, связана с традициями украинской литературы. В повести ощутимо влияние комедии В. А. Гоголя «Простак, или Хитрость женщины, перехитренная солдатом». Отношения персонажей комедии — Романа, Параски и дьяка, их характеристики, смешные положения, в которые они попадают (например, сцена неудачного свидания Параски с дьяком, близкая сцене свидания Хиври с поповичем в «Сорочинской ярмарке»), бытовой колорит пьесы - все это свидетельствует о связи повести Гоголя с комедией его отца. Следует отметить, что в письме к матери от 30 апреля 1829 года Гоголь просил выслать ему «Простака». О близости повести к украинской литературе говорят и эпиграфы к «Сорочинской ярмарке», взятые большей частью из комической поэмы И. П. Котляревского «Энеида» (к гл. II Г, IV, VIII), а также из комедий Гоголя-отца «Простак...» и «Собака-овца» (к гл. II, VI, VII, X) и из басни Гулака-Артемовского «Пан и собака» (гл. XII). В повести широко использованы мотивы украинского фольклора, народные легенды и сказки о черте, выгнанном из пекла, о поисках чертом своего имущества и т. п. Некоторые эпиграфы повести восходят к украинским народным песням (гл. I, V, IX, XI, XIII).
Почти все актеры, однако, восприимчивы к второстепенным действиям внушения. Каждый актер играет уверенней, правдивей и создает большую иллюзию в костюме, ансамбле и в своей среде. Есть актеры, которые даже дома репетируют в костюмах. Костюм внушает им их роль, сосредоточивает их сознание на роли и устраняет мешающие побочные влияния. Еще больше влияет в этом смысле среда, декорации и т. д.
Но особенно большую роль играют внушения в области наслаждения искусством и понимания его. Каждый наслаждающийся искусством находится под влиянием воспринятых идей, которые владеют его чувством и суждением, подобно внушению. Каждая эпоха имеет свой взгляд на искусство, - одна эпоха восхищается Рафаэлем, другая - Рембрандтом, третья считает Веласкеса величайшим художником, - но кроме того в каждой эпохе образуются тоже отдельные группы и течения, действующие друг на друга внушением в смысле признания; здесь группа идеалистов, там - реалистов, а там - импрессионистов, одна считает музыку Моцарта, другая Брамса, третья Штрауса прекраснейшей музыкой и испытывает полное наслаждение, только слушая свое божество.
Воспринимающая же искусство публика, чье эстетическое благоволение не основывается ни на врожденном чутье, ни на самостоятельном суждении, следует за внушением различных течений, то есть руководствуется прочитанными похвалами или порицаниями. Женская часть нашей публики особенно охотно следует эстетическим внушениям. Например, в такой-то день должен выступить такой-то пианист. Сперва появляются короткие заметки, затем более подробные сообщения, почти соблазнительные извещения, вслед затем статьи эстетического характера, потом разговоры в обществе и, наконец, выступление. Публика идет на концерт под впечатлением внушений; "мастерская игра", "блестящая техника", слышит большей частью то, что ей было внушено, не замечает недостатков, бешено апплодирует и т. д.
Если бы внушения носили противоположный характер, то та же игра вызывала бы у большинства критические замечания и не произвела бы впечатления. В данном же случае чувство критики было приостановлено, и дело дошло до повышения аффектов в духе внушения. Тот же процесс совершается при осмотре картин, чтении стихов, на театральных представлениях и т. д. Никто, конечно, не может быть совершенно самостоятельным в суждениях. Так называемые самостоятельные суждения чрезвычайно редки, остальные же люди судят в большей или меньшей степени в духе внушений, причем не всегда сознают это, так как внушения действуют в подсознании.
Широкой публике, даже образованной, для оценки искусства внушения необходимы, как насущный хлеб. Показательным в этом отношении является господствующее в последнее время увлечение всякими модными течениями, называемыми футуризмом, кубизмом, экспрессионизмом и дадаизмом, и отрицающими все то, что раньше носило высокое название искусства. Теперь, когда искусство стало предметом моды и картины рыночным товаром, в нашу эпоху распада всех традиций, на нелепую мазню стали смотреть, как на откровение, - исключительно потому, что современные художники сумели внушить толпе полупонятными фразами веру в мнимые духовные ценности этого рода живописи.